Содержание, формы и основы методики занятий физической культурой. Применение физических упражнений во взаимодействии с научной организацией умственного труда, страница 11

возрастают, затем стабилизируются и в конце дня снижаются. При этом чередуется три периода (или фазы):

период врабатывания (примерно 0,5 - 1 ч работы), когда происходит разворачивание регуляторных процессов и активизация основных функций организма. При этом увеличиваются внешние показатели реализуемой работоспособности – растет производительность труда.

период стабилизации, когда наблюдаются устойчиво высокие показатели работоспособности (соответственно и производительности) труда.

период относительного и прогрессирующего снижения работоспособности (период утомления), когда производительность труда уменьшается.

Нередко на фоне утомления (непосредственно перед обеденным перерывом и особенно в самом конце рабочего дня) производительность труда временно повышается. Но общая тенденция динамики оперативной работоспособности при достаточной напряженности и продолжительности работы всегда характеризуется последовательной сменой указанных трех периодов.

Динамика оперативной работоспособности во всех ее периодах зависит не только от функциональных свойств организма, но также от режима труда, его общей организации и ряда других условий, в том числе от направленного использования физических упражнений.

Оптимальная организация труда подразумевает ряд особенностей, которые находят свое отражение в специальных правилах подбора комплексов упражнений, дозирования нагрузок и порядка их включения в учебную деятельность.

Одно из таких правил – правило адекватности (соответствия) содержания комплексов физических упражнений особенностям действий и фаз динамики оперативной   работоспособности.  Для  соблюдения  этого

4

среды и характера работы / свет, шум, контакт с аудиторией и др./.

ЛИТЕРАТУРА:

1.  Глазько Т.А., Купчинов Р.И., Михаленя В.М. Физическое воспитание учащейся молодежи: Учебное пособие для занятий по физическому воспитанию в ВУЗах, ССУЗах, ПТУ. – Минск, 1995. – 122 с.

2.  Грибан Г.П. и др. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов сельскохозяйственных ВУЗов: Учеб. Пособие / Под общ. Ред. С.Н. Богданова. – М., 1990. – 130 с.

3.  Праграма фiзiчнага выхавання студэнтау вышэйшых навучальных устаноу. – Мiнск, 1992. – 30с.

4.  Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин-тов физ.культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543с.

5.  Физическое воспитание: комплексная программа для высших учебных заведений. – М., 1987. – 48с.

6.  Физическое воспитание: Учебник / Под ред. Головина В.А., Маслякова В.А., Коробкова А.В. – М.: Высш. школа, 1983. – 391с.

7.  Физическое воспитание студентов и учащихся: Учеб. пособие / Под. Ред. Петрова Н.Я., Соколова В.А. – Минск: Полымя, 1988. – 256с.

53


контрастный характер по отношению к трудовым действиям. Для работников умственного труда рекомендуются довольно интенсивные упражнения, вынуждающие активно функционировать основные мышечные группы. Вместе с тем в заключительной части физкультурной паузы, как и в вводной гимнастике, должны быть представлены упражнения, настраивающие на дальнейшую деятельность. Общая динамика физической нагрузки во время физкультурной паузы при умственной деятельности, характеризуется постепенным нарастанием  с максимумом в середине паузы и последующим снижением.

Физкультминута является, как бы сокращенной формой физкультпаузы и имеет продолжительность 1-3 минуты. За это время выполняется обычно 2-3 упражнения, преимущественно на «расслабление». Физкультминуты вводятся не вместо физкультурных пауз, а в дополнение к ним при появлении начальных признаков утомления.

В последнее время наряду с физкультминутами вводятся микропаузы восстановительного и профилактического характера. В них входят чаще всего отдельные, преимущественно локальные, движения с элементами мышечных напряжений и расслаблений, потряхивания конечностями и смена поз.