Содержание, формы и основы методики занятий физической культурой. Применение физических упражнений во взаимодействии с научной организацией умственного труда, страница 6

-  воспитание добросовестности в труде, коллективизма, взаимопомощи, честности, правдивости, трудолюбия;

-  развитие навыков и умений быстрого запоминания, оперативного мышления, умения наблюдать, организаторских и командных навыков;

-  обеспечение высокого уровня профессиональной работоспособности, способности к интенсивной умственной работе;

-  укрепление здоровья, профилактики простудных заболеваний, заболеваний ССС и нервной системы;

-  совершенствование переключения, концентрации и устойчивости внимания, памяти, оперативного мышления;

-  развитие волевых качеств;

-  развитие специфических психофизических качеств: остроты зрения, точность глазомера, хорошего слуха, высокая тактильная и кинестатическая чувствительность и др.

К настоящему моменту следует выделить четыре основных группы критериев эффективности ППФП:

1.  Критерии, характеризующие социально-экономическую эффективность. Влияние ППФП на результаты деятельности, квалификацию, правильность решений, сроки выполнения стандартной работы, активность в изобретательности и рационализаторстве.

2.  Критерии, характеризующие влияние ППФП на личность.

3.  Критерии, характеризующие методику и организацию ППФП.

40

двигательные качества, одновременно повышают устойчивость организма к недостатку кислорода. При выполнении этих упражнений образуется кислородный долг, т.е. увеличивается гипоксемическая устойчивость организма. Подобный эффект дает и пребывание в горах.

К группам средств, применяемых для повышения устойчивости организма к различным неблагоприятным воздействиям внешних условий:

к кислородному голоданию – серийные скоростные упражнения в беге, плавании, беге на коньках, ныряние, специальные упражнения с задержкой дыхания;

к перегреванию – упражнения, сопровождающиеся значительным теплообразованием (продолжительный бег в плотной одежде или в жаркую погоду, интенсивные подвижные игры, маршброски и т.д.);

к укачиванию – упражнения, характеризующиеся быстрой сменой положений головы и всего тела в пространстве: повороты, наклоны и вращения головой, выполняемые в высоком темпе (не менее 2 движений в 1 сек.), на месте, в сочетании с ходьбой, бегом, с закрытыми и открытыми глазами и т.п.

к перегрузкам – упражнения, укрепляющие мышцы живота и ног, стойки на голове и кистях и т.д.

4.Роль физической культуры и спорта в подготовке к трудовой деятельности. Методические основы ППФП.

Общая и специальная прикладная физическая подготовка должна составлять единую систему мер по физическому воспитанию с профессиональной направленностью. Одним из самых существенных моментов построения такой системы является правильный подбор  средств.    Степенью   положительного   переноса

17

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ

ПОДГОТОВКА

1.  Понятие, значение и структура ППФП.

2.  Цели и задачи ППФП.

3.  Средства ППФП и их выбор.

4.  Формы организации ППФП в вузе, на учебных занятиях, во внеурочное время.

5.  Планирование ППФП студентов в вузе и основные физические упражнения.

6.  Особенности профессионального труда педагога.

В период перехода на новые условия хозяйствования идет активный поиск резервов для ускорения социально-экономического развития Республики Беларусь. Физическая культура, позволяющая повышать роль человеческого фактора за счет укрепления здоровья, развития и поддержания необходимого уровня жизненно и профессионально важных физических и психических качеств, функциональных систем организма, за счет создания наиболее благоприятных условий труда и отдыха трудящихся является одним из таких факторов.

I

В настоящее время проблема профессиональной работоспособности включает в себя и другие, независимые от обучения студента в вузе факторы – ухудшение экологии окружающей среды, увеличение стрессовых ситуаций, низкий уровень психофизиологической адаптации человека к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни. В классическом определении физическая подготовка представляет собой процесс, направленный на развитие физических способностей человека, основных его физических качеств – силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости. Смысловое значение профессионально-прикладной физической подготовки в ее «своеобразной разновидности физического воспитания» и она представляет собой педагогически направленный процесс обеспечения специализированной физической подготовленности к избранной профессиональной деятельности (по Л.П.Матвееву, 1991).