Содержание, формы и основы методики занятий физической культурой. Применение физических упражнений во взаимодействии с научной организацией умственного труда, страница 13

Рядом авторов было проведено исследование специфических болезней, обусловленных профессиональной деятельностью педагогов. Установлено, что у них имеются значительные нарушения состояния здоровья и прежде всего, высокий уровень сердечно-сосудистой патологии, обусловленной прежде всего эмоциональными факторами.

Особенности трудовой деятельности педагога накладывают отпечаток на самочувствие в конце рабочего дня. Большинство учителей – 85% - отмечают усталость, 37% - жалуются на головные боли, 39% - на слабость, 53% - отмечают снижение внимания, 32% - боли в области сердца.

Некоторые заболевания имеют тенденцию к распространению еще в студенческие годы. Наблюдения свидетельствуют о том, что к выпускному курсу увеличивается число лиц, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе.

К  наиболее  часто  встречающимся  формам  заболеваний

49

В теории физической культуры с помощью правильной организации занятий и питания можно решить следующие основные задачи:

-  уменьшить массу жировой ткани;

-  уменьшить массу мышечной ткани;

-  увеличить массу мышечной ткани;

-  произвести изменения в составе тканей в отдельных частях тела.

Уменьшение массы жировой ткани

Ожирение относится к числу широко распространенных явлений. Рост массы жира взаимосвязан с гипертонией, атеросклерозом, сахарным диабетом, циррозом печени и д.р. Различают алиментарную, эндокринную и церебральную формы ожирения. При наличии эндокринной и церебральной форм необходима помощь врача. В случае алиментарной формы, связанной с избыточным питанием, нерациональным приемом пищи и диетой, низкой физической активностью, проблема ожирения может быть решена средствами физического воспитания.

По ходу занятия и к моменту его окончания внутри организма имеется три важных компонента: 1) высокая концентрация гормонов в крови и мышцах; 2) частично разрушенные белковые структуры мышц; 3) существенно сниженные запасы углеводов.

Повышение концентрации адреналина и норадреналина в крови и активных тканях способствует активизации липолиза в жировой ткани. Для усиления этого процесса необходимо еще до занятия с помощью диеты минимизировать запасы гликогена в мышцах и печени. С этой целью вечером перед днем занятия начинают использовать низкокалорийное питание. Рекомендуется    использовать   овощи  и  фрукты.   В день

10

2.  Быстрые броски баскетбольного мяча о стену с небольшого расстояния двумя руками, одной /левой, правой/, ведение мяча с изменением высоты отскока мяча.

3.  Тепингтест – максимально быстрое нанесение на бумагу точек карандашом.

4.  Темповые прыжки: ноги врозь с одновременными хлопками над головой, перед грудью, за спиной.

5.  Бег на короткие отрезки – 20, 30, 60м – с низким стартом и с хода, бег вверх по лестнице.

6.  Наклоны туловища вперед, поднимание и опускание туловища в положении лежа на бедрах, на скамейке.

Примерные упражнения на быстроту реакции.

1.  Бег с низкого и высокого старта по свистку, хлопку, под выстрел, по команде «Марш!». Старты из различных исходных положений на 10-15м по сигналу. Бег с рывками по зрительному и слуховому сигналам преподавателя. Баскетбол, гандбол и др.

2.  Различные упражнения на реакцию выбора. Эстафета с неожиданными препятствиями. Быстрое нападение /в баскетболе, гандболе, футболе, хоккее/ с преодолением различных действий защитника.

3.  Упражнения на двигательное переключение:

а) бег с резким /по сигналу/ изменением направления передвижения;

б) повороты туловища при передвижении;

в) резкие приседания с последующим выпрыгиванием вверх при передвижении;

г) броски баскетбольного /теннисного/ мяча в неровную поверхность и ловля его при отлете в разных направлениях.

Примерные упражнения на развитие ловкости.

2.  Наклоны и вращение головы.

3.  Прыжки на батуте.

4.  Акробатические упражнения /кувырки вперед, назад, в стороны/.

47