В качестве средств ППФП можно рекомендовать использовать некоторые элементы профессиональной деятельности – лазание и взбегание по крутой лестнице, прыжки в воду, плавание с подручными средствами, передвижение по ограниченной опоре, выполнение различных действий на высоте.
В формировании профессионально важных двигательных навыков оказывают упражнения на тренировках.
При отборе средств ППФП следует учитывать их доступность и интерес со стороны студентов. Каждая спортивная деятельность /вид спорта/ совершенствует преимущественно определенные, специфические для нее психические функции. Так упражнения акробатики, спортивной и художественной гимнастики, прыжки на батуте и прыжки в воду – совершенствуют
41
формируемых навыков и развития качеств в конечном счете определяется практическая эффективность физического воспитания с профессиональной направленностью.
Для практики ППФП особенно существенное значение имеет использование следующих видов переноса эффектов упражнений:
а) однонаправленного переноса качеств (например, выносливости, приобретенной в подготовительных упражнениях, на выносливость в процессе трудовой деятельности);
б) переноса качеств, приобретенных при работе мышц одной стороны тела, на работоспособность симметричных мышц противоположной стороны тела;
в) разнородного переноса качеств (например, силы на быстроту);
г) переноса эффекта тренировки в каких-либо упражнениях на устойчивость организма к действию ряда неблагоприятных факторов внешней среды;
д) переноса двигательных навыков.
Степень переноса качеств, приобретенных при работе мышц одной стороны тела, на работоспособность симметричных мышц может достигать 70-80% прироста показателей локальной силы, быстроты движений и выносливости мышц, которые подвергались тренировке. Подобный перенос происходит и в отношении мышечного тонуса и координации движений.
Перенос сформировавшихся навыков, характеризуется, в частности, способностью применять их в иных, изменившихся условиях. С увеличением прочности навыков уменьшается опасность отрицательного переноса. Положительный перенос также находится в прямой зависимости от стабильности и вместе с тем гибкости (приспособительной вариативности) выработанных двигательных навыков.
18
В настоящее время проблема профессиональной работоспособности включает в себя и другие, независимые от обучения студента в вузе факторы -–ухудшение экологии окружающей среды, увеличение стрессовых ситуаций, низкий уровень психофизиологической адаптации человека к изменяющимся социально-экономическим условиям жизни.
ППФП, как показали экспериментальные исследование, эффективно способствует укреплению здоровья, повышению устойчивости организма к заболеваниям, снижению травматизма.
Важно подчеркнуть, что ППФП работников на современном производстве приобретает значение важного социально-экономического фактора. Она удовлетворяет требованиям современного общества и физической подготовке трудящихся Беларуси к конкретному труду.
ППФП позволяет повысить качество подготовки высококвалифицированных специалистов.
Функционирование ППФП обеспечивает хороший уровень постановки физического воспитания в вузе, материальная база, проведение научных исследований, агитационно-пропагандистская работа, теоретическая и методическая подготовка преподавателей кафедр физического воспитания.
Условно ППФП можно разделить на два этапа: во время учебы в вузе и в период производственной деятельности.
ППФП студентов базируется на разносторонней физической подготовке занимающихся, которая связана с воспитательной, образовательной и оздоровительной работой.
II.
Определение требований к выпускникам вузов, возможности их реализации в процессе физического воспитания позволяет сформулировать направленность, цель, задачи и критерии эффективности ППФП студентов вузов.
Цель ППФП – содействие освоению конкретной профессии, достижению необходимого уровня профессиональной дееспособности и физической готовности к высокопроизводи
39
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.