Люди с разными индивидуально-типологическими характеристиками нервной системы, разной структурой способностей, темперамента, характера добиваются одинаковой эффективности разными способами. Индивидуальный стиль деятельности может быть оптимальным или неоптимальным с точки зрения эффективности работы.
3.2 Теории личности и их использования
в управленческой практике
В процессе осмысления психологической наукой сущности личности, особенностей ее развития, самореализации, взаимодействия с внешней средой, сформировались теории, которые отличаются между собой методологическими подходами, исследовательским инструментарием, а соответственно и выводами.
самыми употребляемыми в сфере управления являются теории главных психологических школ:
Психоанализ – С. Фрейд, К.-Г. Юнг, Е. Фромм, А.Адлер и др.
Бихевиоризм – Дж.-Б. Уотсон, бы.-Ф. Скиннер и др.
Гуманистическая психология – А.Маслоу, К.-Р. Роджерс и др.
Психоанализ.
Согласно с доктриной психического детерминизма в духовной жизни нет ничего немотивированного: каждая мысль, воспоминание, чувство, действие имеют свою причину. Если увидеть причины, разобраться в них, то можно понять настоящие мотивы поступков.
Согласно с теорией несознательного в формировании мышления и поведения несознательные процессы играют более значительную роль, чем сознательные, и вообще, сознание в значительной мере является несознательным. Именно в несознательной части сознания скрыты основные детерминанты личности, она является источником психической энергии, побуждения и инстинктов.
Структуру личности составляют 3 инстанции:
ОНО – первобытная, основная часть личности, которая содержит все унаследованное при рождении, ее содержание почти вполне несознательное.
ЭГО – инстанция, которая подчиняется принципу реальности, постоянно находится в связи с внешней средой и производит эффективные способы общения с внешним миром.
СУПЕР ЭГО – инстанция, к функциям которой принадлежат совесть, самонаблюдение, формирование идеалов, и которая содержит моральные принципы человека, которые определяют приемлемость или неприемлемость для нее определенного способа поведения.
Недовольство собой, тревоги и заботы, которые часто возникают у человека, являются эмоциональным воссозданием в сознании индивида борьбы ОНО и СУПЕР ЭГО. Пытаясь избавиться от этих неприятных состояний, человек посредством ЭГО создает в себе защитные механизмы – возражение, рационализация, проекция и др.
Теория психоанализа помогает руководителю понять мотивы поведения подчиненных и других людей, объяснить некорректные поступки, определить актуальные стремления личности.
Бихевиоризм.
Все поведение человека можно описать формулой “СТИМУЛ” – “РЕАКЦИЯ”, то есть изменение внешней среды вызывает ответ организма.
Конкретные реакции можно усилить или ослабить, прибегая к наказанию или поощрению. Негативное усиление часто вызывает непредвиденные, нежелании реакции, а позитивное предопределяет по большей части желаемые изменения: формирует поведение, повышает самооценку индивида.
Для достижения цели усиления стимулов должно отвечать таким требованиям:
Конкретность
Неотложность
Наличие обратной связи
Непредвиденность
Внимание к стимулам высшего руководства
Концепция позитивного и негативного обучения дает возможность объяснить большинство поведенческих реакций и наладить систему поощрений и наказаний.
Гуманистическая психология.
Личность является уникальной целостной системой, способной к самоактуализации и самоусовершенствованию.
Важным компонентом структуры личности является Я-КОНЦЕПЦИЯ – целостный образ собственного “Я”, который является установкой человека относительно себя. Я-концепция может быть позитивной, негативной или амбивалентной. Удовлетворенность человека жизнью зависит от того, в какой мере его “Реальное Я” и “Идеальное Я” соотносятся между собой.
Основная потребность человека заключается в самоактуализации – реализации его потенциальных возможностей, способностей и талантов, но его удовольствие зависит от удовлетворения потребностей более низких уровней (физиологических, в безопасности, социальных, в успехе, самовыражении).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.