Совместная деятельность – организованная система активности взаимодействующих между собой индивидов, которая направлена на создание объектов материальной и духовной культуры.
Совместную деятельность характеризуют такие признаки:
1. наличие общей цели;
2. наличие органов управления и организации труда;
3. пространственное и временное присутствие участников взаимодействия, которое создает возможность личного контакта;
4. четкое распределение индивидуальных действий между участниками совместной деятельности;
5. сочетание по определенной программе распределенных действий;
6. согласование индивидуальных действий в процессе взаимодействия участников совместной деятельности.
Совместная деятельность касается и управленческой сферы, распространяясь как на специфику функционирования групп руководителей, так и на особенности использования потенциала подчиненных в принятии решений и решении заданий.
Исходя из этого, следует отметить, что группы, как и отдельные личности, преодолевают определенные стадии развития. Эффективность руководителя в таких условиях оказывается в выяснении особенностей конкретной стадии и выборе оптимального стиля руководства.
М. Вудкок и Д.Френсис выделяют такие стадии развития группы:
1. Группа неспособная и не желает работать (стиль руководства - указание).
2. Группа неспособная, но восприимчивая (стиль руководства – распределение и стимулирование).
3. Группа частично способная и восприимчивая (стиль руководства – участие в принятии решений).
4. Группа способная и желает выполнять работу (стиль руководства – делегирование полномочий).
Практически все группы при определенных обстоятельствах способны к развитию. Среди основных факторов, которые стимулируют этот процесс есть:
§ Продуманный, системный отбор кадров
§ Четкая организационная структура
§ Понятные цели совместной деятельности
§ Адекватный контроль
§ Адекватное вознаграждение
Любая связанная с людьми работа предусматривает ответственность (при жизни других, за материальные ценности, за качество и последствия работы). Поэтому для эффективного контроля своего поведения и поступков, участники совместной деятельности должны осознать свою ответственность.
Ответственность – это осознание индивидом или социальной группой своей обязанности.
Профессиональная ответственность неразрывно связана с риском причинения вреда и потерь, поэтому нуждается в постоянной психологической готовности к определенным действиям.
В руководящих должностях ответственность часто бывает главным источником психологической нагрузки не только в течение рабочего времени, но и вне него.
Рост требований к управленческой деятельности предусматривает усиление ответственности во всех ее аспектах.
4.4 Психология влияния руководителя на подчиненных
Власть и авторитет оказываются той мерой, которой одна сторона пытается изменить поведение другой средствами влияния. Порожденные психологическим влиянием изменения исчезают, как только человек или группа людей выходит из сферы влияния. Другие изменения являются более длительными и со временем становятся чертами человека.
Обязанность руководителя – постоянно влиять на подчиненных. На практике такое влияние может быть как позитивным, так и негативным, что имеет своей предпосылкой разные причины:
§ Индивидуальное мастерство, профессионализм
§ Коммуникативные и другие умения руководителя
§ Авторитет
§ Стиль руководства
§ Масштаб власти
§ Индивидуально-психологические особенности подчиненных
Все это неодинаково поддается влиянию: именно тогда, когда руководитель добивается выполнения конкретного задания, подчиненный может проникаться актуальными для него делами; его личные принципы могут противоречить политике организации, следствием чего будут психологические барьеры и конфликты.
Важными факторами влияния руководителя на подчиненных является авторитет и власть.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.