На предыдущей лекции мы рассмотрели тему «социально-психологические особенности управления» и узнали, какую роль играют коммуникативный потенциал личности руководителя, рассмотрели сущность и виды конфликтов в организациях, пути формирования приемлемого социально-психологического климата в организации.
7.1 Управление человеческими ресурсами как психологическая проблема
Усложнение содержания всех видов деятельности (развитие технологий), структуризация производственной среды (специализация труда), изменения в философии труда (изменения в отношении к человеку, его потребностей) повлекли возникновение новых ценностей в организациях.
Актуализация проблемы управления человеческими ресурсами связана с такими факторами:
1. усиление конкурентной борьбы, формирования глобально интегрированных рынков;
2. широкое освещение достижений «совершенных компаний», повышения уровня образования работников;
3. послабление влияния профсоюзов во многих промышленно развитых странах;
4. рост роли человеческого фактора в управлении.
Управление человеческими ресурсами предусматривает эффективное использование персонала, направленное на повышение результатов деятельности организации.
Психология управления человеческими ресурсами – отрасль знаний и практической деятельности, заданием которой является учет и эффективное использование психологических особенностей и возможностей людей с целью повышения удовлетворенности работников работой и результатами деятельности организации.
Систему управления человеческими ресурсами образуют такие отрасли:
§ влияние на работников (привлечение их к обсуждению и принятию решений);
§ организация потоков человеческих ресурсов (отбор, подготовка, развитие, освобождение от должности);
§ рабочие схемы (схема выполнения рабочих заданий, стили руководства);
§ система вознаграждений (оплата труда, премирование).
Одним из факторов последовательной замены руководителей высшего звена специально подготовленными сотрудниками организации с соблюдением принципа преемственности является планирование человеческих ресурсов. Роль психологии при этом оказывается не только в измерении, оценивании личных качеств претендентов на руководящие должности, но и в прогнозировании, проектировании, формировании кадровых изменений в организации.
Работа с персоналом предусматривает:
§ поиск для организации новых сотрудников, расстановку кадров
§ изучение и анализ их продвижения по службе
§ формирование резерва кадров
§ создание системы аттестации, образования и обучения.
Профотбор связан с такими категориями труда, как профпригодность и психологические профессионально важные качества.
Профпригодность – совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения им при наличии специальных знаний и умений приемлемой эффективности труда.
Психологические профессиональные качества – качества индивида, которые непосредственно касаются трудового процесса и влияют на его эффективность.
Существенное влияние на профессиональное развитие персонала осуществляет оценивание их деятельности, что предусматривает сопоставление имеющегося уровня с тем, который необходим.
Оценивание деятельности персонала – систематическое изучение процесса труда и достижений руководителей и подчиненных.
Основная цель оценивания – повышение качества труда, и уровня профессионального развития сотрудников.
Следовательно, эффективное управление организацией, направленное на повышение производительности труда, рост ее имиджа, невозможно без учета и использования психологических особенностей и возможностей работников. Такой подход к проблеме приобрел актуальность и распространение в современном деловом мире.
7.2 Психологические особенности образования, обучение
и формирование управленческих кадров
В постиндустриальном обществе знания и информация является важной производительной силой. Это, в новых измерениях, актуализирует проблему интеллекта, деловой квалификации кадров.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.