§ представительская (отстаивание интересов во внешней среде)
§ пропагандистско-воспитательная (создание благоприятного климата в коллективе, подбор и расстановка кадров, обучение резерва)
Следовательно, эффективность управленческой деятельности зависит от понимания руководителем сущности управленческих функций. Многообразность функций в процессе управления требует психологической готовности руководителя к управлению.
5.4 Психологическое содержание функций управления
Психология играет важную роль в эффективном осуществлении функций управления. Прежде всего, речь идет о видах деятельности руководителей, связанных с регуляцией, мотивированием труда, продуцированием знаний, развитием способности к познанию своих подчиненных, партнеров, конкурентов и ситуации в целом.
Рассмотрим основные «классические» функции менеджмента в психологическом контексте.
ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ. Планирование охватывает процесс подготовки к изменениям, формированию будущих вариантов действий. Результатом планирования является план – система объединенных общей целью заданий, что предусматривают сроки, порядок, последовательность, условия, ресурсы и результат выполнения. Он содержит компоненты, которые нуждаются в решении:
1. Что нужно делать?
2. Кто, Как и Когда будет выполнять работу?
3. Какого эффекта (результата) от нее ожидать?
Составляя план менеджер должен уметь прогнозировать и оценивать будущее и готовиться к нему.
Кроме того, успешная реализация планов предусматривает эффективную систему коммуникаций, участие в деятельности всех сотрудников. Поэтому, прежде чем утвердить план руководитель должен оценить деловые и коммуникативные возможности организации.
Принятие решений является завершающей фазой планирования и психологически самой сложной процедурой, самым главным оценивающим критерием способностей руководителя.
Принятие управленческого решения – волевой акт формирования последовательности действий, результатом которых является достижение конкретной цели на основе превращения входной информации.
Процедура принятия решений может носить как индивидуальную, так и групповую (коллегиальную) формы, каждая из которых имеет свои недостатки. Мотивация выполнения управленческих решений тем сильнее, чем активнее непосредственные участники их выполнения задействованы в процессе принятия.
Слаженность действий руководителя и подчиненных, их направленность на определение путей и средств реализации планов способствует достижению поставленных целей.
ОРГАНИЗАЦИЯ. Организация как управленческая функция предусматривает:
1. Подбор кадров и их расстановку;
2. Выделение уровней управления, распределение обязанностей;
3. Определение полномочий исполнителей;
4. Установление дисциплины и тому подобное.
Выполняя отмеченную функцию, менеджеру приходится действовать в сложной структуре, элементами которой является:
§ индивидуальные особенности работников и их групп;
§ формальные и неформальные взаимосвязи;
§ психологические механизмы взаимовлияния.
Следовательно, организация как функция является такой формой целенаправленного влияния на группу людей, которая предусматривает создание новых и упорядочение функционирующих организационных структур управления как элементов процесса реализации планов и целей учреждений.
МОТИВАЦИЯ. Процесс выполнения работниками социальных ролей в большей мере определяется особенностями их мотивации. Важно, чтобы работники добивались достижения целей организации добровольно и творчески, работали лучше, переживали удовлетворенность от полученных результатов. Поэтому руководитель должен создавать условия, в которых каждый сотрудник или группа будут функционировать наиболее эффективно.
Мотивация – процесс побуждения себя и других к деятельности с целью достижения личных целей или целей организации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.