Процессы глобализации сделали возможной прямые инвестиции в любой точке земного шара, повлекли создание совместных предприятий, что существенно расширило контекст, в котором действуют менеджеры. Вследствие этого, кроме знания иностранного языка, технологии производства, составляющих экономической среды, им нужны умения идентифицировать социокультурные и этнопсихологические отличия в образе жизни, работы, межличностных контактов представителей разных культур.
Социокультурная обусловленность менеджмента заключается в связях управления с социальной средой, то есть с общественными материальными и духовными условиями существования и деятельности человека. Соответственно ПУ выясняет влияние макро- и микросреды на управленческую деятельность руководителя.
Етнопсихологичний контекст менеджмента нуждается в учете национально-психологических особенностей поведения (менталитета) людей в сфере деловых отношений. Эти особенности существуют в общественном сознании как специфические формы функционирования общечеловеческих свойств психики:
§ своеобразие мотивов представителей национального сообщества;
§ своеобразие восприятия и мышления носителей национальной психики;
§ своеобразие эмоциональных и волевых качеств, от которых зависит результативность деятельности;
§ отличия в общении представителей разных культур.
Осознание национально-психологических особенностей своей организации не должно заключать в себе предубежденности относительно других этнических групп.
Етноцентризм – склонность воспринимать жизненные события с позиций своей этнической группы, беря их за эталон.
Своеобразие национальной психологии народа выражается не столько в неповторимых чертах, как в неповторимом их сочетании в определенных обычаях, традициях и тому подобном.
5.3 Классификация функций управления
Функции управления выражают психологическую специфику управленческой деятельности, систему отношений в организации. Через психологическое содержание функций управления реализуется механизм дифференциации и интеграции труда.
На сегодня еще недостаточно определено понятие «функции управления». Теория управления отождествляет его с понятиями «роль», 2круг обязанностей»; теория организации истолковывает как такое отношение части к целому, при котором существование и изменение части обеспечивают существование и развитие целого; системный анализ – как характеристику, которая определяет изменение состояний, назначение и необходимость существования определенной системы. Объединяет эти позиции взгляд на понятие «функция», как на превращение ресурсов и знаний на удовлетворенные общественные потребности.
В основе отмеченных точек зрения лежит операционно-стадийный подход, согласно с которым понятие «функция» (лат. - выполнение) трактуют как совокупность специфических действий и операций, а управленческую деятельность – как систему последовательно выполняемых операций.
Функции управления – совокупность особых действий и операций, которые выражают психологическую специфику целеустремленного влияния на связи и отношения людей в процессе жизнедеятельности организации.
Традиционным принципом классификации управленческих функций является анализ содержания выполняемых работ, но в психологии в основу классификаций берут не управленческий цикл, а всю структуру деятельности менеджера.
По мнению ученых В.Рубахина и А.Филипова самым рациональным является деление функций на:
1. основные (определение целей, создание коллектива, наладка производства, распределение обязанностей);
2. специальные (планово-экономическая, кадровая, технолого-управленческая).
Классификация Л. Бляхмана и А. Маркина предусматривает такие функции:
§ целенаправленная (определение целей и средств их достижения)
§ административно-организационная (формирование руководящих органов, распределение заданий, согласованность и контроль действий)
§ экспертная (консультация работников)
§ дисциплинарно-стимулирующая (оценивания качества работы подчиненных, определения поощрений и наказаний)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.