3. руководитель и подчиненный в процессе обмена информацией, взаимодействия и взаимного восприятия являются активными участниками совместной деятельности;
4. управленческая деятельность осуществляется в конкретном социально-психологическом пространстве, охватывая отношения внутри организации и ее внешние связи;
5. в процессе управления реализуется коммуникативный потенциал участников совместной деятельности и общения.
Все это свидетельствует, что без общения руководителя с сотрудниками, без взаимного обмена идеями, мыслями и информацией не может быть настоящего взаимодействия, а следовательно и управления.
Деловое (управленческое) общение – многосторонний процесс, обусловленный необходимостью осуществления управленческих функций путем установления отношений, наладки обратной связи.
Неправильная форма управленческого общения порождает негативные реакции участников взаимодействия, которые указывают на такие признаки неэффективного менеджмента:
§ недовольство от принадлежности к учреждению, в котором происходит процесс деятельности;
§ недовольство от процесса работы;
§ возникновении интриг и конфликтов;
§ накопление невысказанных обид;
§ неопределенность отношений и тому подобное.
К психологическим критериям неэффективности менеджмента относятся определенные особенности личности руководителя:
§ неадекватное самооценивание руководства
§ неспособность адаптироваться к обстоятельствам
§ неготовность брать на себя ответственность и тому подобное.
6.2 Коммуникативный потенциал личности руководителя
Процесс управления, эффективность совместной деятельности зависят от умения менеджера принять и правильно интерпретировать сообщение сотрудников.
Понятия «потенциал» истолковывают как силы, которые могут быть задействованы и использованы.
Оценивая личность руководителя, принимают во внимание его потенциал в целом (природные задатки, способности, психофизиологические особенности, интеллектуальные возможности, социальный статус) и культурный, моральный, коммуникативный потенциал.
Коммуникативный потенциал руководителя (КПР) – присущие руководителю коммуникативные возможности, которые являются внутренним резервом личности, реализуются как сознательно, так и стихийно.
КПР следует трактовать как наличие у него специфических качеств, способностей, коммуникативных знаний, навыков, умений, мотивов, которые в системе составляют коммуникативную структуру личности и индивидуальный стиль при осуществлении управленческой деятельности.
В этом контексте выделяют составные КПР:
1. потенциальные коммуникативные возможности, которые могут быть задействованы в управлении;
2. психологические свойства и возможности личности руководителя, приобретенные в управленческом общении;
3. коммуникативные возможности профессионального развития руководителя.
Для реализации потенциальных коммуникативных возможностей следует учитывать ограничения, заложенные в генетическом коде, и ограничения, связанные с невозможностью создания условий для развития коммуникативных способностей в конкретной среде.
На руководителя и его деятельность социальная среда влияет не только непосредственно поведением, но и через средства массовой коммуникации, законы, правила, моральные нормы, обычаи.
Профессиональное становление и развитие руководителя связаны с ростом его коммуникативных возможностей и раскрытием коммуникативного потенциала. Максимальная реализация КПР зависит от его коммуникативной компетентности, знания собственных коммуникативных возможностей и коммуникативных особенностей партнеров по общению, систематического пополнения знаний из теории и практики управления.
6.3 Сущность и виды конфликтов в организациях
Конфликты в организациях возникают в связи с конкретными аспектами деятельности, взаимоотношений людей в условиях противоречия.
Конфликт – столкновение противоположных взглядов, интересов и действий отдельных людей и групп.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.