Управленческая деятельность – совокупность скоординированных действий и мероприятий, направленных на достижение определенной цели в пределах организации.
Главное задание управления – самое оптимальное с точки зрения социальных и психологических потребностей привлечение индивидов к процессу управляемой деятельности.
Специфику управленческой деятельности характеризует определенная совокупность управленческих ситуаций.
Закономерным для цивилизованной экономики является рост роли морально-психологического фактора в управлении.
Нравственность – характеристика, которая определяет отношение человека к обществу и содержит внутреннюю потребность личности в осуществлении моральных действий и поступков.
Неэтичное поведение руководителя является деструктивным фактором, который разрушает психологическую целостность организации. По большей части ее вызывают:
1. Конкурентная борьба;
2. Морально-психологическая неподготовленность менеджеров;
3. Низкие моральные качества сотрудников;
4. Общее снижение роли этики в организации и обществе.
Осуществив моральный поступок, человек ощущает чувство удовольствия, осознает, что его совесть чиста.
Моральная удовлетворенность руководителя – показатель эффективности менеджмента, связанный с системой морального выбора.
Еще одним показателем производительности управленческой деятельности является уровень социально-моральной зрелости личности.
Ее критерии:
1. Трудовая дисциплина, развитое чувство ответственности.
2. Потребность в заботе о других.
3. Способность к активному участию в жизни общества.
4. Эффективное использование знаний и способностей.
5. Способность к психологической и моральной близости с другим человеком.
6. Способность к конструктивному решению проблем.
Поведение менеджера должно быть реально воспринимаемым моральным ориентиром для подчиненных.
5.2 Психология профессионализма.
Социокультурный и этнопсихологический контексты управления
Проблема профессионализма в менеджменте является особенно значимой, потому что непрофессионализм в управлении вызывает огромные потери в экономике, политике, нагнетает психологический дискомфорт, напряженность и конфликты в межличностных отношениях.
Профессионализм управленческой деятельности предусматривает, что ее функции выполняют специально подготовленные специалисты из управления (менеджеры), способны использовать научные разработки смежных с менеджментом наук, в частности психологии управления. Речь идет об учете руководителями не только тенденций и закономерностей развития рыночной системы, но и особенностей развития индивидуальных особенностей человека в профессионализации управления.
Профессионализм управленческой деятельности – совокупность общетеоретических, специальных управленческих и психологических знаний, навыков и умений, которыми должен овладеть менеджер для эффективного ее осуществления и коррекции.
Эффективное управление предусматривает наличие у руководителей психологической готовности к выполнению управленческой деятельности, для которой характерные собственное содержание и структура.
Психологическая готовность к управленческой деятельности предусматривает:
1. Наличие общих и специальных способностей, интереса к управлению;
2. Наличие специальных знаний и умений;
3. Готовность к принятию рисковых решений, решение сложных заданий, преодоление напряженных ситуаций ради достижения цели, готовность активно действовать при высоких стрессовых нагрузках;
4. Готовность действовать в среде, которая быстро изменяется;
5. Представление об управленческой карьере и ценностном отношении к профессионализму;
6. Адекватную самооценку, способность к самоанализу и самоконтролю.
Следовательно, знание особенностей психологизирования управления будет способствовать повышению профессионального мастерства менеджеров.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.