Психология управления как отрасль психологической науки. Предмет, объект и задание психологии управления. Структура и основные категории психологии управления. Методологические основы и методы психологии управления, страница 22

§  выверенная кадровая политика (отбор и расстановка кадров с учетом их психологических и профессиональных качеств);

§  авторитет руководителя;

§  позитивные традиции как дополнительные нормы социальной регуляции поведения;

§  объективное оценивание работы;

§  социально-профессиональное обучение;

§  укрепление неформальных отношений в коллективе;

§  поддержка постоянного состава в коллективе.

К методам преодоления конфликтов относят:

1.  формирование в коллективе общественного мнения о сторонах, которые конфликтуют.

2.  обращение к «третейскому судье» (самый авторитетный человек – принимает окончательное решение).

3.  организация сотрудничества.

4.  обращение к посреднику.

5.  разъяснение требований, которых стороны должны придерживаться при преодолении конфликта.

6.  координация и интеграция деятельности.

7.  направление усилий всех участников на достижение общих целей.

8.  создание системы вознаграждений.

9.  применение административных методов разрешения конфликта.

Применение конкретного метода зависит от типа конфликта.

Одним из факторов успешной деятельности группы является состояние межличных отношений, на одном полюсе которого находится позитивный психологический климат, на другом – конфликтная ситуация, которая дезорганизует группу.

социально-психологический климат (СПК) – качественный аспект межличностных отношений, который определяется в совокупности психологических условий, которые способствуют или препятствуют производительной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе

Признаки негативного СПК:

§  дезинтеграция группы;

§  нечетко определены права и обязанности лиц организации;

§  отсутствие налаженной системы коммуникации;

§  наличие проблем адаптации к условиям организации и др.

Признаки позитивного СПК:

§  наличие позитивной перспективы у группы и каждого ее индивида;

§  взаимодоверие и взаимотребовательность в группе;

§  свободное высказывание собственного мнения, деловая критика;

§  отсутствие давления руководителя на подчиненных;

§  достаточная осведомленность работников о целях и задании организации;

§  удовлетворенность трудом и принадлежностью к группе;

§  принятие на себя ответственности за состояние дел в группе и тому подобное.

Факторы, посредством которых регулируют социально-психологический климат:

1.  Наличие в коллективе специалистов разных уровней профессионального мастерства;

2.  Самая оптимальная численность группы – 3-9 лиц;

3.  Время совместной трудовой деятельности (формируются традиции, нормы поведения);

4.  поло-возрастная структура группы.

5.  Наличие неформальной структуры в коллективе.

6.  Автономность, степень изолированности группы.

7.  Психологическая совместимость в группе.

Следовательно, успешный менеджмент предусматривает осведомленность не только с деловым, но и неформальным общением.

Вывод

Сегодня мы рассмотрели тему «социально-психологические особенности управления» и узнали, какую роль играют коммуникативный потенциал личности руководителя,  рассмотрели сущность и виды конфликтов в организациях, пути формирования приемлемого социально-психологического климата в организации.

В следующей лекции мы рассмотрим тему «Психология управления человеческими ресурсами» и узнаем о психологических особенностях образования, обучения и формирования управленческих кадров,  рассмотрим сущность психологического консультирования и условия создания психологической службы в организации

Благодарю за внимание,

до следующей встречи!

Тема 7.

Психология управления

человеческими ресурсами

7.1 Управление человеческими ресурсами как психологическая проблема

7.2 Психологические особенности образования, обучение и формирование управленческих кадров

7.3 Психологическое консультирование в организации

7.4 Психологическая служба в организации