Психология управления как отрасль психологической науки. Предмет, объект и задание психологии управления. Структура и основные категории психологии управления. Методологические основы и методы психологии управления, страница 19

Большинство теорий мотивации сосредоточено на таком факторе, как психологический контракт – комплекс осознанных обязательств, которые имеют индивиды друг перед другом и организацией. Содержание психологического контракта предопределяет взаимные ожидания: руководитель представляет себе поведение работника, его реакцию на распоряжение. Работник ожидает от руководителя не только оплаты труда, но и справедливости, доверия, возможности выявить себя и тому подобное.

Соблюдение каждой организацией своих традиций является значимым психологическим фактором, который связывает ее с сотрудниками, положительно их мотивирует.

КОНТРОЛЬ. В психологическом аспекте контроль является особым видом деятельности, связанным с предоставлением своевременной помощи сотрудникам, употребление необходимых мер с целью достижения управленческой цели.

Благодаря контролю менеджер имеет возможность своевременно выявить недостатки и проблемы в работе подчиненных, предусмотреть и осуществить мероприятия по их устранению.

Контроль обеспечивает обратную связь руководителя с подчиненными, расширяет его знание об их индивидуальных свойствах и профессиональных возможностях, создает условия для решения социально-психологических проблем, помогает откорректировать действия и исправить недостатки.

Руководитель эффективно осуществляет контрольную функцию, если владеет четкой, значимой, необходимой и своевременной информацией.

Вывод

Сегодня мы рассмотрели тему «Психологическая структура управленческой деятельности», ознакомились со структурой и морально-психологическими основами управления, осознали роль профессионализма в управлении. Рассмотрели принципы классификации функций управления и их психологическое содержание.

В следующей лекции мы рассмотрим тему «социально-психологические особенности управления» и узнаем, какую роль играют коммуникативный потенциал личности руководителя,  рассмотрим сущность и виды конфликтов в организациях, пути формирования приемлемого социально-психологического климата в организации

Благодарю за внимание,

до следующей встречи!

Тема 6.

социально-психологические особенности управления

6.1 Коммуникативная природа управления

6.2 Коммуникативный потенциал личности руководителя

6.3 Сущность и виды конфликтов в организациях

6.4 Пути преодоления конфликтов и формирования приемлемого социально-психологического климата в организации

На предыдущей лекции мы рассмотрели тему «Психологическая структура управленческой деятельности», ознакомились с психологической структурой и морально-психологическими основами управления, осознали сущность и роль профессионализма в  управлении.

Кроме того, мы  рассмотрели принципы классификации функций управления и их психологическое содержание.

6.1 Коммуникативная природа управления

Традиционно в русле ПУ рассматривались проблемы, связанные с социально-психологическими аспектами менеджмента, - власть, лидерство, особенности стилей руководства, делового общения, умение решать управленческие задания, конфликтные ситуации и тому подобное.

Все эти процессы глубоко укоренились в природных и социально обусловленных началах интеллектуальной и эмоционально-волевой жизни человека.

Непременной составляющей руководства людьми является общение с ними. Менеджер осуществляет коммуникацию когда разговаривает по телефону, когда проводит оперативное совещание, собеседование или принимает участие в переговорах, когда решает конфликтную проблему и тому подобное. В каждой ситуации успех определяется качеством общения,  умением руководителя слушать и передавать информацию, способностью понять собеседника.

Коммуникативная природа управления определяется в таких аспектах:

1.  коммуникация как функция управления наделена интегрирующей способностью, которая обеспечивает реализацию других функций (планирование, организация, мотивация и контроль);

2.  общение является принципиально социальным и диалогическим феноменом, то есть таким, что осуществляется всеми участниками управленческого процесса и касается их совместной деятельности;