Организация как группа объединенных общей целью людей осуществляет такие функции:
1. Социально-экономические:
§ выход на рынок социальных взаимодействий
§ включение в макроэкономические структуры
§ производство товаров и услуг
§ вход в потребительский рынок
2. Социально-психологические:
§ объединение ресурсов
§ распределение и концентрация усилий
§ определение и возможность самореализации
§ защита и гарантия будущего.
Показателями деятельности организации является ее эффективность (степень приближения к поставленной цели) и производительность (отображает объем использованных ресурсов для достижения цели).
4.2 социально-психологическая характеристика организации.
Группа как элемент организации
Наладка деятельности организации нуждается в знании ее основных социально-психологических феноменов.
Относительно каждого своего индивида организация выполняет функции:
1. Адаптация – обеспечение профессионального приспособления к условиям социальной среды;
2. Актуализация – предоставление возможности реализовать творческий потенциал в процессе деятельности;
3. Групповая интеграция и активизация деятельности – заключается в активной перестройке неупорядоченных групповых состояний в упорядоченные, что обеспечивает оптимальное сочетание индивидуальных действий в условиях совместной деятельности.
Все эти функции могут реализоваться через параметры организационного климата.
Организация содержит механизмы социальной регуляции поведения ее индивидов:
1. Механизмы социального влияния (организации влияют на морально-психологическое состояние работников, на демографические процессы, поддерживают внутренний социальный порядок).
2. Механизмы социальной зависимости (специфика связей между структурными компонентами организации).
3. Механизмы социальной ответственности (контроль над деятельностью субъекта с точки зрения выполнения им принятых норм).
Любую организованную деятельность возглавляет группа людей.
Группа – конкретное сообщество людей, вовлеченных в типичные для них разновидности и формы деятельности и объединенных системой отношений.
Поведение и деятельность людей в группах регулируются общими целями, нормами, ценностями.
Общие характеристики группы:
§ Направленность (цели, мотивы, ценности группы);
§ Организованность (мера единства группы и способности к самоуправлению);
§ Микроклимат (стремление принадлежать к группе, позитивное настроение);
§ Референтность (степень принятия индивидами групповых эталонов);
§ Лидерство (степень влияния на группу ее отдельных личностей);
§ Интеллектуальная активность и коммуникабельность (взаимовосприятие, взаимопонимание);
§ Волевая коммуникабельность (способность противостоять влиянию обстоятельств).
Каждая организация является полиструктурным образованием, что означает наличие разных типов групп:
§ организационно-управленческих
§ социальных
§ социально-демографических
§ функциональных
§ профессионально-квалификационных и др.
Руководству организации нужно четко знать и представлять интересы всех групп, уметь находить баланс ожиданий и запросов.
Проблема соотношения «индивидуального» и «группового» в управлении основывается на разнообразных философских основах и психологических исследованиях. Одни из них считают, что человек – в первую очередь биологическое существо, и именно этим определяется ее роль и место в группе. Другие приоритетным в становлении и развитии личности считают социум.
В зависимости от взятого за основу тезиса теоретически обосновывают тип организации, стиль руководства, стратегию управленческого решения и другие характеристики управленческой деятельности.
4.3 Психологические особенности совместной деятельности в организации
По большей части любая трудовая деятельность по содержанию и по форме является общей, то есть связанной с другими людьми.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.