При нарезании корригированных зубчатых колёс рейка должна быть смещена на величину абсолютного сдвига b = χm.Положительному сдвигу (при нарезании так называемых положительных зубчатых колёс) соответствует смещение рейки от оси колёса, а отрицательному (при нарезании отрицательных колёс) – к оси нарезаемого колеса. В требуемом положении рейка 4 фиксируется двумя винтами 9.
Бумажный круг, имитирующий заготовку колеса, при установке на пластмассовый диск 2 накалывается на четыре иглы 10, прижимается к нему планшайбой 11 и закрепляется винтом 12 (закреплять витом легко, взяв его двумя пальцами руки). Центральная игла определяет геометрический центр нарезаемого колеса.
Согласованное вращение диска 2 с бумажным кругом и перемещение рейки 4 вдоль линии -ττ обеспечивается натяжным устройством, состоящим из эксцентрика с рукояткой 13 и гибкого тросика 14, натянутого между неподвижными относительно каретки рычагами А и В и огибающего нижнийдиск диаметра d.
Для установки каретки 3 с рейкой 4 в исходное (крайнее правое) положение необходимо ослабить тросик, повернув рычаг 13 натяжного устройства против хода часовой стрелки (примерно на 170°…180°), стопорный рычаг 15 перевести в крайнее левое положение и вручную перевести каретку вправо до предела, затем рычаги 13 и 15 вернуть в прежнее положение.
Рис. 8. Прибор ТММ-42
Дискретное (на один шаг) согласованное вращение диска 2 и перемещение каретки 3 с рейкой 4 осуществляется последовательными однократными нажатиями на рычаг 16. Очерчивая после каждого нажатия на рычаг 16 остро заточенным карандашом (наклоняя его от зубьев рейки) все полностью и не полностью надвинувшиеся на бумажный круг зубья рейки, после перевода рейки в крайнее левое положение на бумажном круге вычертятся три или четыре полных зуба нарезаемого зубчатого колеса.
Результаты вычерчивания зубьев нулевого и корригированного колёс показаны на рис. 9.
Дляудобства работы с прибором внизу (под дисками) имеется откидная ножка, позволяющая установить прибор наклонно.
На рейке 4 прибора нанесены:
- номерприбора;
- модуль т зубьев рейки и нарезаемого колеса, мм; - угол наклона боковых профилей зубьеврейки α= 20°; - диаметр d делительной окружности нарезаемого колеса, мм.
Рис. 9. Виды нарезанных зубьев зубчатых колес
1. Установить прибор наклонно, поставив ножку, расположенную под дисками, в вертикальное положение.
2. Отвернуть винт 12, снять с диска 2 планшайбу 11. Установить на диск бумажный круг соответствующего размера (указанного на диске), наколов его на четыре иглы 10. Наложить на круг планшайбу (отверстиями на иглы) и с небольшим усилием закрепить её винтом 12.
3. Открутив два винта 9, установить риску 7 рейки 4 на нулевое деление шкалы 8, расположенной по обе стороны рейки; прилагая небольшие усилия, закрепить рейку винтами 9.
4. Откинуть стопор 15 на полоборота влево, вручную переместить каретку 3 с рейкой 4 в крайнее правое положение. Стопор 15 повернуть в исходное (правое) положение.
Рычаг 13 должен быть повернут по часовой стрелке до упора и тросик 14 – натянут.
Прибор настроен на имитацию нарезания зубьев нулевого колеса (колеса 1).
5. Систематически нажимая на рычаг 16 до упора и обводя после каждого нажатия остро заточенным карандашом те части зубьев рейки, которые оказываются на бумажном круге, перевести каретку 3 с рейкой 4 в крайнее левое положение. При этом на бумажном круге вычертятся три-четыре зуба нулевого зубчатого колеса, у которого коэффициент смещения χ1 = 0.
Обратить внимание на то, что у оснований зубья имеют подрез, т. е. ослаблены.
6. С целью исправления профилей зубьев необходимо по формулам (17) и (16) подсчитать коэффициент смещения и абсолютный сдвиг рейки b. Число зубьев z нарезаемого колеса определить, используя формулу (10). Ослабив винты 9, сместить рейку 4 на величину b и закрепить рейку винтами.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.