Зубчатые колёса, нарезанные с положительным смещением инструмента (от оси колёс), называются положительными. При положительном сдвиге увеличивается толщина зуба у основания, что повышает его прочность на изгиб. Диаметр вершин d a увеличивается.
Профиль зубьев переходит на участок эвольвенты, более удаленный от основной окружности, что приводит к увеличению радиусов кривизны профиля и, следовательно, к повышению контактной прочности зубьев.
При числах зубьев z ≥ zmin возможно нарезание зубьев колес какбез смещения (нулевые колёса), так и со смещением режущегоинструмента относительно заготовки. Когда z > zmin , может применяться отрицательное смещение режущегоинструмента (отрицательные зубчатые колеса).
Зубчатые колеса, нарезанные со смещением контура режущего инструмента, называются корригированными, а сам процесс нарезания зубьев таким способом – корригированием.
Корригирование применяется: а) для устранения подрезания зубьев колес при z < zmin ; б) повышения изгибной прочности зубьев, что достигается увеличением толщины; в) повышения контактной прочности зубьев, что достигается увеличением радиуса кривизны профиля зуба в полюсе зацепления; г) получения заданного межосевого расстояния передачи.
В зависимости от величины суммарного коэффициента смещения χΣ = χ χ1 + 2 различают высотную и угловую коррекции.
При высотной коррекции шестерню (меньшее колесо) нарезают с положительным коэффициентом смещения (χ1 > 0), а колесо – с отрицательным коэффициентом смещения χ2 таким, что χ2 = −χ1 < 0 и χΣ = 0.
Высотная коррекция применяется при больших передаточных отношениях передач, когда требуется обеспечить равнопрочность зубьев шестерни и колеса на изгиб.
При высотной коррекции диаметры делительных и начальных окружностей совпадают, как и при зацеплении нулевых колёс. Межосевое расстояние aω, угол зацепления αω и коэффициент перекрытия õω также остаются неизменными. Меняется лишь соотношение между высотами головки ha и ножки h f зубьев при неизменяемой общей высоте зубьев h = ha + h f = 2,25m или h = 2,35m.
Угловая коррекция является общим случаем корригирования, при котором суммарный коэффициент смещения χΣ = χ χ1 + 2 ≠ 0. При этом межосевое расстояние aω, угол зацепления αω и коэффициент перекрытия õω не равны соответствующим параметрам нулевого (некорригированного) зацепления; начальные и делительные окружности колёс не совпадают.
Угловая коррекция по сравнению с высотной даёт значительно большие возможности влиять на различные параметры зацепления, поэтому применяется чаще.
Корригированные зубчатые колёса изготавливают тем же инструментом и на том же оборудовании, что и некорригированные. Для получения нормальной высоты зубьев диаметры заготовок da соответственно увеличивают или уменьшают на значение удвоенного смещения инструмента, т.е. на 2b = 2χm.
Имитация нарезания и корригирования зубьев зубчатых колес проводится на приборе ТММ-42.
Прибор для вычерчивания эвольвентных профилей зубьев, имитирующий нарезание зубьев колёс методом обката (рис. 8), состоит из основания 1, на котором установлен двойной диск 2. Верхний диск (из оргстекла) диаметром D выполнен несколько большим диаметра d a окружности вершин зубьев нарезаемого колеса и служит для установки на него бумажного круга, на котором вычерчиваются профили зубьев. Нижний диск имеет диаметр d, равный диаметру делительной окружности нарезаемого колеса.
Каретка 3 с рейкой 4, имитирующей режущий инструмент, может перемещаться (вправо и влево) в направляющих 5 основания 1. На зубьях рейки посередине их высот нанесена делительная прямая 6. При нарезании так называемых нулевых (некорригированных) колёс риска 7 рейки 4 устанавливается на нулевое деление шкалы 8, расположенной справа и слева от рейки. При этом делительная прямая рейки совпадает с касательной τ-τ к делительной окружности нарезаемого колеса.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.