Методика оценки повышения эффективности функционирования транспортно-дорожного комплекса, страница 5


1.3 Геометрические параметры дороги в плане и продольном профиле

На продольном профиле автомобильную дорогу представляют проектной линией, характеризующей ее расположение относительно поверхности земли. Участки, на которых производится срезка грунта и дорога располагается ниже уровня поверхности земли, называются выемками, а где она проходит по искусственно отсыпанному грунту выше поверхности земли - насыпями.

Намечая прохождение проектной линии относительно поверхности земли, в начале ее прокладывают по прямым линиям с различными уклонами, которые в точках пересечения образуют переломы продольного профиля. На выпуклых переломах ограничивается видимость расположенного впереди водителя участка дороги, а при высокой скорости движения возникает опасность потери управляемости автомобилем.

Максимальный продольный уклон на проектируемой дороге, %о - 35, (предельные нормы для уклона, %о - 50).

Переломы продольного профиля смягчают введением сопрягающих выпуклых и вогнутых кривых.

Наименьший радиус кривых в продольном профиле по нормам:

-  выпуклых-130м.;

-  вогнутых - 900 м.

Прохождение линии взгляда водителя принимается выше проектной линии проектируемой дороги на 1,2 м. и параллельно проектной линии ведется (линия) по ходу движения, пока она не пересекается с проектной линией. Длинна линии взгляда водителя и будет равна видимости в продольном профиле. Эта операция повторяется через каждый пикет в прямом и обратном направлениях.

Минимальная видимость в прямом направлении равна 200 м. Автомобильная дорога в плане состоит из прямолинейных и криволинейных участков. Намечая положение дороги на местности, ее первоначально прокладывают в виде ломаной линии, в углы которой для удобства и безопасности движения вписывают дуги окружности определенного радиуса.

Согласно запроектированному плану трассы, она имеет два угла ^      поворота: на ПК 13+00 и ПК40+00 соответственно. При этом радиусы

поворотов - Л, = 170м; R2 = 900 м.

При трассировании автомобильной дороги прямыми и дугами окружности каждое изменение направления трассы характеризуется углом поворота, который измеряется между продолжением предшествующего направления трассы и новым ее направлением (рис. 2.1.). Кроме угла поворота различают следующие элементы круговых кривых в плане: радиус R, биссектрису Б. Элементы круговой кривой связаны между собой простыми тригонометрическими соотношениями (при известных R и а), которые могут быть получены из рис. 2.1.__


Рисунок 2.1 - Элементы круговой кривой: В - вершина угла поворота трассы; НК, СК, КК - соответственно начало, середина и конец кривой; Т- тангенс; Б - биссектриса; К- круговая кривая; а - угол поворота трассы


1)  Тангенс - это длина касательной, т.е. расстояние от начала или конца кривой до.вершины угла поворота, определяется по формуле, м:

T = R-tJfy,                              (2.2)

2)  Длина кривой, м:

К =  (2.1) 180°

3)  Биссектриса - делит длину кривой пополам - расстояние от вершины угла поворота до середины кривой, м:

E =  (2.3) {cos(a/2) J

4)  Домер - поправка на кривизну - расстояние, на которое кривая меньше двух тангенсов, м:

Д = 2Т-К,                                       (2.4)

Из формулы (2.1) находим а, а по формулам (2.2) - (2.4) рассчитываем остальные элементы для построения круговых кривых:

Первый поворот (К = 200м., R = 170м):

ал

К* • 180° 180* 200

67е

n-Rx 3.14-170




67° 2

112.2 м.

r^m-tg




= 33.8м.

52° cos—

Ж =170-