Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта

Страницы работы

Содержание работы

Тема 1.

Философия, круг ее проблем и роль в обществе.

Мировоззрение – система общественных взглядов на мир, положение человека в нем, ценностные отношения. В основе мировоззрения лежат взгляды. Убеждения – взгляды в которые верят.

2 стороны мировоззрения:

Эмоционально-психологическая

Интеллектуально-познавательное

Существует мировоззрение коллективное и личное. Религия – вера в сверхъестественные силы (деление мира на этот и потусторонний). VII-VI в до н.э. – расширение контактов => потребность новых объяснений => философия – попытка осмыслить, объяснить мир. Философия – теоретическое ядро мировоззрения (дословно «люблю мудрость»). Древние философы: Пифагор, Гераклит. IV в до н.э. – Платон закрепил понятие «философия». Предмет философского объяснения – любой предмет. Философия – наука о наиболее общих законах возникновения и развития природы, общества и человеческого мышления.

1 часть философии – онтология (онтос – сущее, быть) – теория бытия, учение о сущем.

2 часть философии – гносеология (гносис - знание) – теория познания.

3 часть философии – праксеология – учение о практической деятельности человека.

4 часть философии – аксеология (аксе - идеал) – учение о ценностях человека.

Этика (нравственность, мораль), логика (законы, мышления), эстетика (учение о прекрасном), психология (учение о душе), социология (учение об обществе), учение о философии – предметы, вышедшие из философии. Основной вопрос ф-ии: откуда взялся мир? – вопрос об отношении идеального и  вещественного, сознании и материи, психического и  физического – что является первичным => 2 лагеря философов : материалисты и идеалисты. Разделение идеалистов: субъективисты (первоначало:  сознание отдельного человека) и объективисты (первоначало: духовная сущность). Общее – есть идеал.

Формы материализма:

Наивный, стихийный материализм др. Востока, Греции и Рима.

Метафизический 18-19 в.

Диалектический и исторический.

Существуют: монисты и дуалисты (попытка одновременно признать 2 начала). Функции ф-ии:

Мировоззренческая

Гносеологическая

Методологическая

Аксеологическая

Повышение общей культуры человека

Тема 2.

Философия Древней Индии и Китая.

Предфилософия Индии.

В истории др. Индии  принято выделять 6 периодов:

Первобытно – общинный строй аборигенов Индостана.

Цивилизация Хараппы и Махенджо-Даро в долине Инда и Ганга

Цивилизация арийцев в долине Инд и Ганг

Арийские раннеклассовые государства Магадха

Период возвышения гос-ва Магадха

Период правления династии Маурья

Начиная со 2 периода история датируется. Др Индийцы, как и др народы обожествляли природу, животных, растений. Приклонялись, приносили жертвы, ритуальные действия. Со временем вся эта деятельность привела к появлению в 2-1 тыс. до н.э. священных текстов Ариев – «Веды», которые состоят из 4 сборников-самхитов: рибведа самаведа яджурведа атхарваведа

В них собраны священные тексты, гимны, ритуальные формулы и заклинания, рассказывается о богах, мироздании, людях. Постепенно старые верования заменились на новые, наз «брахманизм»: складываются 4 группы населения (наз «Варны», позднее «касты»):

Жрецы (брахманы) – высший слой

Кшатрии (войны) – правители, раджи

Вайшьи – простые люди: ремесленники, торговцы

Шудры – неприкасаемые: изгои

Жрецы писали комментарии к ведам «Упанимады» (сидящий у ног учителя). Ригведа – главный сборник Ведов содержал гимны (упомин >3000 богов). Мироздание состоит из 3 частей:

Агни (бог заведывающий землей). 2.Индра (бог - воздуха) 3.Сурья (бог завед небом)

Законы Ману (сын бога Сурья) – по ним должны люди. В др Индийской философии большое место уделяется человеку. Тело смертно, душа бессмертна, она может вселится во что-либо- переселяется из тела в тело – странствует – не имеет конца («сансара»). Переселение зависит от жизни – закон кармы (возмездия).

        Мокша (позднее нирвана – полное угасание чувственности) – выход из колеса сансары, состояние после смерти. Пурукша – человек-вселенная из частей кот произошло мироздание, боги Агни и Индра. В Ригведе рассказывается, что сначала было небытие, из него возн бытие. Позднее появ Упанимады: бог начала и конца, бог Атман. Для чел высшей целью становится устремление к богу, для этого надо выйти из колеса сансары. В фил др Индии сплелись философия, религия, мифология.

Понятия и концепции древнеиндийской философии.

Аскетизм проповедовался большинством школ древнеиндийской философии.

Сансара – концепция круговорота жизни и переселения душ. После сожжения тела душа переселяется в другой субъект – животное и т.д.

Карма - закон воздаяния, - по результату суммы добрых и злых дел душа будет переселяться вверх или вниз по кастам.

Брахман - (дух святой) - духовный абсолют

Атман - “высшая душа человека”, - часть брахмы.

Мокша - освобождение от круга перерождений, из кармы, - высшая цель ценностей, слияние атмана с брахманом.

Питерьяна - путь отцов.

Девояна - путь богов.

Махабхарата - особая эпическая поэма филосовского содержания.

Бхагавадгита - религиозно-филосовское наставление Кришны (земное воплощение бога Вишну), часть наставления (“шивы”)

Философские системы др Индии.

Похожие материалы

Информация о работе