Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта
Страницы работы
34
страницы
(Word-файл)
Содержание работы
Тема 1.
Философия,
круг ее проблем и роль в обществе.
Мировоззрение –
система общественных взглядов на мир, положение человека в нем, ценностные
отношения. В основе мировоззрения лежат взгляды. Убеждения – взгляды в которые
верят.
2 стороны
мировоззрения:
Эмоционально-психологическая
Интеллектуально-познавательное
Существует
мировоззрение коллективное и личное. Религия – вера в сверхъестественные силы
(деление мира на этот и потусторонний). VII-VI в до н.э. – расширение
контактов => потребность новых объяснений
=> философия – попытка
осмыслить, объяснить мир. Философия – теоретическое ядро мировоззрения
(дословно «люблю мудрость»). Древние философы: Пифагор, Гераклит. IV в до н.э. – Платон закрепил
понятие «философия». Предмет философского объяснения – любой предмет. Философия
– наука о наиболее общих законах возникновения и развития природы, общества и
человеческого мышления.
1 часть философии
– онтология (онтос – сущее, быть) – теория бытия, учение о сущем.
2 часть философии
– гносеология (гносис - знание) – теория познания.
3 часть философии
– праксеология – учение о практической деятельности человека.
4 часть философии
– аксеология (аксе - идеал) – учение о ценностях человека.
Этика
(нравственность, мораль), логика (законы, мышления), эстетика (учение о прекрасном),
психология (учение о душе), социология (учение об обществе), учение о философии
– предметы, вышедшие из философии. Основной вопрос ф-ии: откуда взялся мир? –
вопрос об отношении идеального и вещественного, сознании и материи,
психического и физического – что является первичным => 2 лагеря философов :
материалисты и идеалисты. Разделение идеалистов: субъективисты (первоначало:
сознание отдельного человека) и объективисты (первоначало: духовная сущность).
Общее – есть идеал.
Формы материализма:
Наивный, стихийный
материализм др. Востока, Греции и Рима.
Метафизический
18-19 в.
Диалектический и
исторический.
Существуют:
монисты и дуалисты (попытка одновременно признать 2 начала). Функции ф-ии:
Мировоззренческая
Гносеологическая
Методологическая
Аксеологическая
Повышение общей
культуры человека
Тема 2.
Философия Древней
Индии и Китая.
Предфилософия
Индии.
В истории др.
Индии принято выделять 6 периодов:
Первобытно –
общинный строй аборигенов Индостана.
Цивилизация
Хараппы и Махенджо-Даро в долине Инда и Ганга
Цивилизация
арийцев в долине Инд и Ганг
Арийские
раннеклассовые государства Магадха
Период возвышения
гос-ва Магадха
Период правления
династии Маурья
Начиная со 2
периода история датируется. Др Индийцы, как и др народы обожествляли природу,
животных, растений. Приклонялись, приносили жертвы, ритуальные действия. Со
временем вся эта деятельность привела к появлению в 2-1 тыс. до н.э. священных
текстов Ариев – «Веды», которые состоят из 4 сборников-самхитов: рибведа
самаведа яджурведа атхарваведа
В них собраны
священные тексты, гимны, ритуальные формулы и заклинания, рассказывается о
богах, мироздании, людях. Постепенно старые верования заменились на новые, наз
«брахманизм»: складываются 4 группы населения (наз «Варны», позднее «касты»):
Жрецы (брахманы) –
высший слой
Кшатрии (войны) –
правители, раджи
Вайшьи – простые
люди: ремесленники, торговцы
Шудры –
неприкасаемые: изгои
Жрецы писали
комментарии к ведам «Упанимады» (сидящий у ног учителя). Ригведа – главный
сборник Ведов содержал гимны (упомин >3000 богов). Мироздание состоит из 3 частей:
Агни (бог
заведывающий землей). 2.Индра (бог - воздуха) 3.Сурья (бог завед небом)
Законы Ману (сын
бога Сурья) – по ним должны люди. В др Индийской философии большое место
уделяется человеку. Тело смертно, душа бессмертна, она может вселится во
что-либо- переселяется из тела в тело – странствует – не имеет конца
(«сансара»). Переселение зависит от жизни – закон кармы (возмездия).
Мокша
(позднее нирвана – полное угасание чувственности) – выход из колеса сансары,
состояние после смерти. Пурукша – человек-вселенная из частей кот произошло
мироздание, боги Агни и Индра. В Ригведе рассказывается, что сначала было
небытие, из него возн бытие. Позднее появ Упанимады: бог начала и конца, бог
Атман. Для чел высшей целью становится устремление к богу, для этого надо выйти
из колеса сансары. В фил др Индии сплелись философия, религия, мифология.
Понятия и
концепции древнеиндийской философии.
Аскетизм
проповедовался большинством школ древнеиндийской философии.
Сансара –
концепция круговорота жизни и переселения душ. После сожжения тела душа
переселяется в другой субъект – животное и т.д.
Карма - закон
воздаяния, - по результату суммы добрых и злых дел душа будет переселяться
вверх или вниз по кастам.
Брахман - (дух
святой) - духовный абсолют
Атман - “высшая
душа человека”, - часть брахмы.
Мокша -
освобождение от круга перерождений, из кармы, - высшая цель ценностей, слияние
атмана с брахманом.
Питерьяна - путь
отцов.
Девояна - путь
богов.
Махабхарата -
особая эпическая поэма филосовского содержания.
Бхагавадгита -
религиозно-филосовское наставление Кришны (земное воплощение бога Вишну), часть
наставления (“шивы”)
Философские
системы др Индии.
Похожие материалы
Информация о работе