Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта, страница 15

Декарт(1596-1650гг) род в семье франц. дворянина, учился в привилегированном иезуитском колледже. Основная черта ф-ии Декарта-дуализм. Признавал сущ. 2 –х субстанций- телесных и духовных. При--------- свой космологии и в своей космологии, физике и физиологии Декарт выступает как материалист. Выдвигает гипотезу об ест. развитии планетной системы согл. законам природы. Рассм. тела животных и человека как сложн. механизмы, повинующиеся законам. В теории познания, психологии Декарт- идеалист. В теории познания использует прием –сомнение, не скептик но агностик, осн. рационализма. Декарт считает, что разум играет главную роль в познании и не зависит от чувств. ощущений . Познание начинмется с сомнения- акта мышления. Поскольку человек сомневается значит он существует, мыслит, способен познавать. Декарт не придавал большого значения практике, в разуме видел критерии знаний. Признавал врожденные идеи, кот.- не готовая истина, а предрасположение ума к истине. Врожд. идеи априорны- доопытные, получ. из размышлений: идеи чисел, фигур, аксиомы, идея Бога. Идея Бога является законченной истинной. Декарт как и Бэкон большое значение придает методу научному познания, однако он придает большое значении дедукции и индукции- с помощью кот.: можно достичь ист. знания. Метод Декарта исходит из след требований:

1. допускать в кач истинных только такие положения, в кот. нет сомнения;

2. постепенно переходит от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному, от простого к сложному.

3. расчленять каждую сложную проблему на частные проблемы, чтобы лучше ее понять.

4. не делать никаких пропусков в логич. цепочке исследования.

         Декарт полагал, что с помощью дедукции можно логически вывести все знания о мире. Декарт отрицает единство мира. Мир он рассматривает как одновременное существование теории и духа, тела и души. Атрибутом телесной субстанции считает протяжение. Атрибут духовной субст. –мышление. Мир. материя бесконечна, однородна, бесконечна делима. Материя движется, движ ей придал Бог и Бог сохр. то кол-во движения и покоя, кот. вложил в материю при ее сотворение. Дуализм Декарта прояв. в том что он разграничил физику и математику-ф-ию. В ф-ии он идеалист. Вопросы физики и ф-ии изложены в его работе «Начало философии».

3. Бенедикт Спиноза: учение о субстанции.

         Б. Спиноза (Панух )(1632-1677гг) жил в самой передовой стране того времени- Нидерланды. Родился в Амстердаме в еврейской семье. Получил религиозное образование, случайно попалась книга Декарта и он увлекся ф-ей и наукой => изгнали из еврейской общины. Всю оставшуюся жизнь Спиноза тяжелым трудом зарабатывал себе на жизнь. 2 его труда: «Этика» и «Богословско-полит. тракт». В «Этике» Спиноза критикует дуализм Декарта и предлагает монистическое учение о мире- т.е. сущ. одна субстанция- природа. Она не нуждается ни в чем и ни вком для своего сущ., она причина самой себя, она одновр. выступает и как природа творящая и природа сотворенная. Спиноза растворяет Бога в природе, отождествляет природу и Бога, т.е. его материализм и атеизм выступ. в форме понтеизма. Природа есть причина и следствие, сущность и существование. Природа вечна и бесконечна, Бог у Спинозы не сверхприродное, не сверхъестественное существо, Бог и есть природа. Природа проявл. через свои атрибуты. Их у материи множество , но человек познает только 2: протяжение и мышление- они вечны и присущи всем вещам- выступает как гилозоист. Атрибуты субстанции вечны, отдельные вещи- это видоизменения субстанции или модусы. Модусов много, они изм и для этого нужд. в других модусах. Субстанции присуща внутренняя причина, а модусам- внешняя причинность. Спиноза гл. задачей ф-ии считает  завоев. господства над природой и соверш. людей. Человек- сущ-во, в кот. модусу протяжения соотв. модус мышления- душа.