Декарт(1596-1650гг)
род в семье франц. дворянина, учился в привилегированном иезуитском колледже.
Основная черта ф-ии Декарта-дуализм. Признавал сущ. 2 –х субстанций- телесных и
духовных. При--------- свой космологии и в своей космологии, физике и
физиологии Декарт выступает как материалист. Выдвигает гипотезу об ест.
развитии планетной системы согл. законам природы. Рассм. тела животных и
человека как сложн. механизмы, повинующиеся законам. В теории познания,
психологии Декарт- идеалист. В теории познания использует прием –сомнение, не
скептик но агностик, осн. рационализма. Декарт считает, что разум играет
главную роль в познании и не зависит от чувств. ощущений . Познание начинмется
с сомнения- акта мышления. Поскольку человек сомневается значит он существует,
мыслит, способен познавать. Декарт не придавал большого значения практике, в
разуме видел критерии знаний. Признавал врожденные идеи, кот.- не готовая
истина, а предрасположение ума к истине. Врожд. идеи априорны- доопытные,
получ. из размышлений: идеи чисел, фигур, аксиомы, идея Бога. Идея Бога
является законченной истинной. Декарт как и Бэкон большое значение придает
методу научному познания, однако он придает большое значении дедукции и
индукции- с помощью кот.: можно достичь ист. знания. Метод Декарта исходит из
след требований:
1. допускать в кач
истинных только такие положения, в кот. нет сомнения;
2. постепенно
переходит от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному, от
простого к сложному.
3. расчленять
каждую сложную проблему на частные проблемы, чтобы лучше ее понять.
4. не делать
никаких пропусков в логич. цепочке исследования.
Декарт
полагал, что с помощью дедукции можно логически вывести все знания о мире.
Декарт отрицает единство мира. Мир он рассматривает как одновременное
существование теории и духа, тела и души. Атрибутом телесной субстанции считает
протяжение. Атрибут духовной субст. –мышление. Мир. материя бесконечна,
однородна, бесконечна делима. Материя движется, движ ей придал Бог и Бог сохр.
то кол-во движения и покоя, кот. вложил в материю при ее сотворение. Дуализм
Декарта прояв. в том что он разграничил физику и математику-ф-ию. В ф-ии он
идеалист. Вопросы физики и ф-ии изложены в его работе «Начало философии».
3. Бенедикт
Спиноза: учение о субстанции.
Б.
Спиноза (Панух )(1632-1677гг) жил в самой передовой стране того времени-
Нидерланды. Родился в Амстердаме в еврейской семье. Получил религиозное
образование, случайно попалась книга Декарта и он увлекся ф-ей и наукой =>
изгнали из еврейской общины. Всю оставшуюся жизнь Спиноза тяжелым трудом
зарабатывал себе на жизнь. 2 его труда: «Этика» и «Богословско-полит. тракт». В
«Этике» Спиноза критикует дуализм Декарта и предлагает монистическое учение о
мире- т.е. сущ. одна субстанция- природа. Она не нуждается ни в чем и ни вком
для своего сущ., она причина самой себя, она одновр. выступает и как природа
творящая и природа сотворенная. Спиноза растворяет Бога в природе,
отождествляет природу и Бога, т.е. его материализм и атеизм выступ. в форме
понтеизма. Природа есть причина и следствие, сущность и существование. Природа
вечна и бесконечна, Бог у Спинозы не сверхприродное, не сверхъестественное
существо, Бог и есть природа. Природа проявл. через свои атрибуты. Их у материи
множество , но человек познает только 2: протяжение и мышление- они вечны и
присущи всем вещам- выступает как гилозоист. Атрибуты субстанции вечны,
отдельные вещи- это видоизменения субстанции или модусы. Модусов много, они изм
и для этого нужд. в других модусах. Субстанции присуща внутренняя причина, а
модусам- внешняя причинность. Спиноза гл. задачей ф-ии считает завоев.
господства над природой и соверш. людей. Человек- сущ-во, в кот. модусу
протяжения соотв. модус мышления- душа.