В первый период
Кант занимался естествознанием. В этот период ему были присущи элементы
стихийного материализма и диалектики. Он изучал приливы и отливы ,
гравитационное взимодействие луны и земли, выдвинул идею исторического развития
небесных тел. Он написал книгу «всеобщая естественная история и теория неба»,
где он изложил свою теорию становления солнечной системы естественным путе5м.
Он описал это следующим образом: «рассеяние материальных частиц в следствии
тяготения постепенно образуют огромное облако, внутри которого притяжения и
отталкивания породили вихри и шарообразные сгустки, кот нагревались от трения.
Это были будущие солнцаи его планеты, так же возникли другие системы планет и
звезд. Во вселенной происходит вечный и естественный процесс рождения и гибели
космической системы.» В последствии во Франции другой ученый Лаплас независимо
от Канта сформировал подобную гипотезу. Она вошла в историю науки под
названием тория Канта-Лапласа. Примернов этот же период начинают складываться
те фил положения, кот позднее легли в основу его зрелого учения. В 1770 Кан
начал писать дисертацию «О форме и принципах чувственного восприятия и
умопостижения мира». Эта дисертация знаменуется переходом Канта к его
критическому этапу. Выходят его книги:
1.
«Критика
чистого разума» - 1781. Главная книга Канта, его теория познания.
2.
«Критика
практического разума». – 1788 г.
3.
«Критика
способностей суждений» - 1790 г.
1.
Теория познания
Канта:
Кант пытается
соединить несколько позиций сразу: в материализм, субъективный идеализм,
агностицизм.
В материал
стор фил Кантам было признано им сущ объективного мира, кот возд на наши органы
чувств (вещи в себе). Кант перех на позицию идеализма и агностицизма. Каким
могут быть вещи сами по себе – мы не знаем, а знаем только их явления т.е.
представ, кот нас произв действ на наши чувства, т.о. признав объект
реальность, сущ вне нас и независимо от сознания, Кант отвержд, что ощущения
вызванные ее воздействием на наши органы чувств не являются изображением
предметов. Человек познает лишь явления, что же касается «вещей в себе»
(феномены и ноумены) принадлежат к различным мирам, разделяемые пропастью.
Явления относят к миру посюстороннему, доступному познанию человека «вещь в
себе» относится к потустороннему миру (трансцендентному), абсолютно
непознаваемым. Природа при всем ее многообразии представляет мир явлений,
принципиально отличный от «вещей в себе» . Но в то же время образованны
воздействием их на наши чувственность т.о. Кант отвергает учение материалистов
о том, что сознание является отражением реальности.
Ленин писал,
критикуя Канта, что нет разницы между явлением и вещью в себе. Разница лишь
между тем, что познано и что еще не познано.
2.
Кант исследует также
способность познания. Он приходит к выводу, что есть два вида знания, кот он
противопоставляет друг другу. Это – знание истинно-научное и знание-
несовершенное, ограниченное.
Первое
обладает по Канту безусловной достоверностью, всеобщностью и необходимостью.
Для него это математическое знание. Оно достоверно всегда, везде и для всех.
Кант задает себе
вопрос: «Почему это так?» и отвечает: «Это так потому, что все положения матем
априорны т.е. даны до опыта, не опытом, они не основаны не на опыте, они вытекают
из разума и являются предпосылкой эмпирического познания».
Эмпирическое
знание базируется на опыте, оно не является безусловно достоверным,
общезначимым и необходимым, оно, по Канту, не есть знание строго научное.
Кант, анализируя
математическое знание , проигнорировал тот факт, что оно тоже имеет основу в
реальности, являясь при этом продуктом сложного и длительного процесса
абстрагирования.
В конце концов
Кант приходит к выводу, что в сознании чел. Заложены доопытные априорные
положения, обуславливающие всякое знание. Эта априорная основа сознания
одинакова у всех людей, Кант назвал ее трансцендентным сознанием.
3.