Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта, страница 19

 В процессе познания Кант выделяет 3 ступени.1-ая- чувственное познание. 2-ая- анализирующая рассудочная деятельность. 3-я- разумная. (т.о. чувство, рассудок, разум). Так же Кант рассм. Категории пространства и времени. Здесь он субъективный идеалист. Пространство и время- это формы чувственного восприятия, способ наглядного созерцания, т.е. это форма чувственности, присущая человеку(не св-во вещей). Именно поэт. Предметы существуют во времени и пространстве не сами по себе, а лишь постольку поскольку мы их так воспринимаем и иначе воспринимать не можем.

    Кант говорил, что из опыта мы не можем доказать существование пространства и времени, т.к. опыт всегда имеет дело с единичными вещами и никогда не охватывает всех существующих вещей. =>, заключает Кант, понятие пр-ва и времени явл-я априорным, т.е. они не только не вытекают из опыта, а напротив предшествуют ему, являясь условием всякого возможного опыта.

    Восприятие явлений, вещей, предметов во времени и пр-ве есть лишь результат активности нашего сознания. Какими и как существуют вещи на самом деле не знаем и знать не можем .

4.

Познание проходит по Канту, 3 этапа:

     -   на 1-ой ступени- «вещь в себе » воздействует на наши органы чувств. В рез-те чего возникают ощущения. Они хаотичны и неупорядочены. Прив-ся они в порядок с пом априорных форм чувственного созерцания, т.е. пр-ва и времени.

на втором этапе- оно соверш-ся в формах рассудка, т.е мышления. Для рассудочного мышления нужны некие основные исходные понятия, кот смогут систематизировать познавательный материал. Такими понятиями явл. Категории. Здесь Кант ставит вопрос о категориях  научного мышления, но они у него даны априорно, это чистые понятия рассудка, чистая форма мышления.

Кант считает, что категории не явл обобщением опыта. Он противопоставляет ощущения и мышление. Рассудок, по Канту- это независимый от ощущений источник априорных знаний. Чувственность дает нам знание единичного, а рассудок- знание об общем.

3-я ступень познания – это чистый разум . Разум оперирует идеями. Осн идеями чист. Разума явл : психологическая, космологическая, теологическая.

Они должны дать законченное представление о душе, о природе , о боге. Должны, но не могут. Этим идеям не соотв-ет действительность. Они присущи только чистому разуму. Если разум, пытается подвести под свои идеи действительность,  то он впадает в противоречие с самим собой. Так, разум , пытаясь ответить на вопросы: конечен или бесконечен мир в пространстве и во времени, царит ли в мире необ-ть или есть и свобода, есть ли сущ-во- причина мира или его нет. Неизбежно попадет в без-ю ситуацию, когда один-во неопроверж-ы и тезис, и антитезис. Здесь прояв-сь эп. Диалектики учений Канта.

Т.о. Кант отрыв-т познание от действительности. Предм-м философии объявл-ся не мир и его законы, а мир сконструированный разумом, потусторонний мир, формы трансцендентного сознания. Именно этот мир разум и может постичь, познать, т.е. познать разум может только то , что он сам и создает. Это и есть границы возможностей разума.

5.

 Кант также разраб-л учение о знании. Достоверным знанием, явл. Априорное знание, а не достов-м ,не научным- апостериорное , т.е. послеопытное, получ-е после опытов.

И те и др знания выраж-ся в форме суждения, где есть субъект и предикат . В одних суждениях предмет не дает нового знания о предмете, по сравнению с тем,  что мыслитель в самом субъекте. Такое суждение Кант наз-т  аналитическим.

Пример:

Суждение: «все тела имеют протяжение(т.е. размеры)».

В это сужд предикат- протяжение не дает нового знания, сравн-но с тем, кот. Имеются в понятии «тела». Т.о. аналит-е  сужд-е – это объясняющее знание. Второй вид суждений- синтетические. Это суждения, в кот предикат не вывод-ся из субъекта, а присоед-ся к нему.

Пример:

Суждение: «Некоторые тела имеют тяжесть».