В процессе
познания Кант выделяет 3 ступени.1-ая- чувственное познание. 2-ая-
анализирующая рассудочная деятельность. 3-я- разумная. (т.о. чувство, рассудок,
разум). Так же Кант рассм. Категории пространства и времени. Здесь он
субъективный идеалист. Пространство и время- это формы чувственного восприятия,
способ наглядного созерцания, т.е. это форма чувственности, присущая человеку(не
св-во вещей). Именно поэт. Предметы существуют во времени и пространстве не
сами по себе, а лишь постольку поскольку мы их так воспринимаем и иначе
воспринимать не можем.
Кант говорил,
что из опыта мы не можем доказать существование пространства и времени, т.к.
опыт всегда имеет дело с единичными вещами и никогда не охватывает всех
существующих вещей. =>, заключает Кант, понятие пр-ва и времени явл-я
априорным, т.е. они не только не вытекают из опыта, а напротив предшествуют
ему, являясь условием всякого возможного опыта.
Восприятие
явлений, вещей, предметов во времени и пр-ве есть лишь результат активности
нашего сознания. Какими и как существуют вещи на самом деле не знаем и знать не
можем .
4.
Познание проходит
по Канту, 3 этапа:
- на 1-ой
ступени- «вещь в себе » воздействует на наши органы чувств. В рез-те чего
возникают ощущения. Они хаотичны и неупорядочены. Прив-ся они в порядок с пом
априорных форм чувственного созерцания, т.е. пр-ва и времени.
на втором этапе-
оно соверш-ся в формах рассудка, т.е мышления. Для рассудочного мышления нужны
некие основные исходные понятия, кот смогут систематизировать познавательный
материал. Такими понятиями явл. Категории. Здесь Кант ставит вопрос о
категориях научного мышления, но они у него даны априорно, это чистые понятия
рассудка, чистая форма мышления.
Кант считает, что
категории не явл обобщением опыта. Он противопоставляет ощущения и мышление.
Рассудок, по Канту- это независимый от ощущений источник априорных знаний.
Чувственность дает нам знание единичного, а рассудок- знание об общем.
3-я ступень
познания – это чистый разум . Разум оперирует идеями. Осн идеями чист. Разума
явл : психологическая, космологическая, теологическая.
Они должны дать
законченное представление о душе, о природе , о боге. Должны, но не могут. Этим
идеям не соотв-ет действительность. Они присущи только чистому разуму. Если
разум, пытается подвести под свои идеи действительность, то он впадает в
противоречие с самим собой. Так, разум , пытаясь ответить на вопросы: конечен
или бесконечен мир в пространстве и во времени, царит ли в мире необ-ть или
есть и свобода, есть ли сущ-во- причина мира или его нет. Неизбежно попадет в
без-ю ситуацию, когда один-во неопроверж-ы и тезис, и антитезис. Здесь прояв-сь
эп. Диалектики учений Канта.
Т.о. Кант отрыв-т
познание от действительности. Предм-м философии объявл-ся не мир и его законы,
а мир сконструированный разумом, потусторонний мир, формы трансцендентного
сознания. Именно этот мир разум и может постичь, познать, т.е. познать разум
может только то , что он сам и создает. Это и есть границы возможностей разума.
5.
Кант также
разраб-л учение о знании. Достоверным знанием, явл. Априорное знание, а не
достов-м ,не научным- апостериорное , т.е. послеопытное, получ-е после опытов.
И те и др знания
выраж-ся в форме суждения, где есть субъект и предикат . В одних суждениях
предмет не дает нового знания о предмете, по сравнению с тем, что мыслитель в
самом субъекте. Такое суждение Кант наз-т аналитическим.
Пример:
Суждение: «все
тела имеют протяжение(т.е. размеры)».
В это сужд
предикат- протяжение не дает нового знания, сравн-но с тем, кот. Имеются в
понятии «тела». Т.о. аналит-е сужд-е – это объясняющее знание. Второй вид
суждений- синтетические. Это суждения, в кот предикат не вывод-ся из субъекта,
а присоед-ся к нему.
Пример:
Суждение:
«Некоторые тела имеют тяжесть».