Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта, страница 4

 Ян - начало мужское, активное, физический эквивалент - небо. Это начало светлое, твердое. Инь - начало пассивное, женское, физический эквивалент - земля. Это темное начало. Тай - цзы (знак круга) - великий предел, причина возникновения всех вещей и явлений. Ян - инь - начала противоположные, взаимозависимые, взаимопереходящие. Ян снова и Инь      Ян    снова возвращается к своему началу, а инь, достигая максимума, превращается в ян. В теле человека ян и инь уравновешены, нарушение этого равновесия приводит к болезни.

“Книга перемен” - эпопея света и тьмы, чередование этих двух начал - мировой процесс. Путь вселенной то ян, то инь.

4. Философия Древнего Китая

Возникла в конце 3-его периода (Лего). Наивысший рассвет в следующем периоде. Школы:

Конфуцианство

Даосизм

Фа-цзя (Европ. - Легизм) – школа законов

Моизм

Инь-ян

Мин-цзя – школа имен

В большинстве школ освещались мудрость, этика.

Конфуцианство: основатель Кун-фу-цзы. Преподаватели:

Мэн-цзы

Сун-цзы

Главное конфуцианское произведение содержало правила поведения порядочного китайца. В центре внимания – общественная проблематика: отношения между людьми, воспитание. Возводили прошлое в культ – видели в нем общественные идеалы. Чтили небо – следили за справедливостью. Небо – судьба, рок, Дао. Чтили предков. Этика опирается на понятия:

«Золотая середина»

«Правильный путь»

«Человеколюбие»

Придерживаясь этих понятий человек будет в ладах с другими и собой. Человек должен быть почтительным. «Не делай другим того, чего не желаешь себе» (Конфуций). Конфуций разработал образ образованного китайца (образованный муж): не простолюдин, входит в элиту. Управление людей через нравственный пример. Предложил принцип исправления имен. Сущность в том, что все меняется. При всех отклонениях от  нормы ее следу5ет восстанавливать. Конфуцианцы интересовались познанием: знать – значит знать людей, познание природы их не интересовало. Конфуций признавал практическое знание, достаточное для жизни людей. Допускал врожденные знания. Но учение для конфуцианцев -  обучение поведению. Мэн-цзы разработал учение о врожденной доброте человека. Рассуждал о мироздании, ци. Отожествлял отношение между людьми в государстве с отношениями между людьми и их детьми. Следовательно, Ван (император) должен любить своих людей как детей. Сунь-цзы считал, что мироздание существует по своим собственным законам. Небо не влияет на события с людьми. В отличии от древних философов считал, что человек по своей природе золю Только воспитание, законы, ритуалы, традиции, дом делают человека способным уживаться с др людьми. В управлении и воспитании также отдает дань убеждениям, традициям, ритуалам. Сунь-цзы разработал материалистическую теорию познания. Люди способны добывать знания, они складываются в сердце, сердце управляет органами чувств. Постепенно материализм Сунь-цзы забыт, но его идеи подхватила школа Фа-цзя.

Даосизм: основатель Лао-Цзы (полу легенда). Основное сочинение: «Дао-дэ-Цзин» . Главное понятие школы – Дао – путь развития Китая – для всех, для даосов – первоначально, первооснова и завершение всего происходящего. Дао – всеобъемлющий мировой закон, существует вечно, никем не сотворен – праотец всех вещей. Дао существовало до небесного владыки. В «Дао-дэ-Цзин» говорится о двойственной природе Дао: Дао безымянное и с именем. Безымянное Дао – постоянно, начало небе, земли, бестелесно, туманно, неопределенное, неисчерпаемое, действует всюду и не имеет преград; закон мироздания. Дао обладающее именем состоит из частицы ци, оно содержит в себе вещи – первооснова всех вещей. Безымянное Дао и Дао с именем связаны друг с другом. Предприняли попытку объяснить бытие и небытие: небытие протекает всюду, бытие и небытие порождают друг друга. Небытие первично – Дао без имени, не имеет имени - назвав его превращает в бытие. Небытие порождает бытие, бытие – это Дао, имеющее имя, физическим аналогом которого является небо и земля. Все вещи приходя из небытия снова уходят в небытие. Даосы отвергали этический идеал конфуцианства. Даоский человек бездеятелен и поэтому добродетелен – подобен Дао без имени, не берется, но умеет побеждать. Этот принцип недеяния положили в основу своей конце концепции управления: совершенно мудрый правитель ни во что не вмешивается и не мешает Дао – лучший правитель – о котором знают лишь то, что он существует. Когда правительство деятельно народ страдает. Даосы – сторонники мира. Они проповедовали путь мира, сострадание, бережливость, добро, смирение. В более поздние времена даосизм выродился в религию.