Ян - начало
мужское, активное, физический эквивалент - небо. Это начало светлое, твердое.
Инь - начало пассивное, женское, физический эквивалент - земля. Это темное начало.
Тай - цзы (знак круга) - великий предел, причина возникновения всех вещей и явлений.
Ян - инь - начала противоположные, взаимозависимые, взаимопереходящие. Ян снова
и Инь Ян снова возвращается к своему началу, а инь, достигая максимума, превращается в ян. В теле человека ян и инь
уравновешены, нарушение этого равновесия приводит к болезни.
“Книга перемен” -
эпопея света и тьмы, чередование этих двух начал - мировой процесс. Путь
вселенной то ян, то инь.
4. Философия
Древнего Китая
Возникла в конце
3-его периода (Лего). Наивысший рассвет в следующем периоде. Школы:
Конфуцианство
Даосизм
Фа-цзя (Европ. -
Легизм) – школа законов
Моизм
Инь-ян
Мин-цзя – школа
имен
В большинстве школ
освещались мудрость, этика.
Конфуцианство:
основатель Кун-фу-цзы. Преподаватели:
Мэн-цзы
Сун-цзы
Главное
конфуцианское произведение содержало правила поведения порядочного китайца. В
центре внимания – общественная проблематика: отношения между людьми,
воспитание. Возводили прошлое в культ – видели в нем общественные идеалы. Чтили
небо – следили за справедливостью. Небо – судьба, рок, Дао. Чтили предков.
Этика опирается на понятия:
«Золотая середина»
«Правильный путь»
«Человеколюбие»
Придерживаясь этих
понятий человек будет в ладах с другими и собой. Человек должен быть
почтительным. «Не делай другим того, чего не желаешь себе» (Конфуций). Конфуций
разработал образ образованного китайца (образованный муж): не простолюдин,
входит в элиту. Управление людей через нравственный пример. Предложил принцип
исправления имен. Сущность в том, что все меняется. При всех отклонениях от
нормы ее следу5ет восстанавливать. Конфуцианцы интересовались познанием: знать
– значит знать людей, познание природы их не интересовало. Конфуций признавал
практическое знание, достаточное для жизни людей. Допускал врожденные знания.
Но учение для конфуцианцев - обучение поведению. Мэн-цзы разработал учение о
врожденной доброте человека. Рассуждал о мироздании, ци. Отожествлял отношение
между людьми в государстве с отношениями между людьми и их детьми.
Следовательно, Ван (император) должен любить своих людей как детей. Сунь-цзы
считал, что мироздание существует по своим собственным законам. Небо не влияет
на события с людьми. В отличии от древних философов считал, что человек по
своей природе золю Только воспитание, законы, ритуалы, традиции, дом делают
человека способным уживаться с др людьми. В управлении и воспитании также
отдает дань убеждениям, традициям, ритуалам. Сунь-цзы разработал
материалистическую теорию познания. Люди способны добывать знания, они
складываются в сердце, сердце управляет органами чувств. Постепенно материализм
Сунь-цзы забыт, но его идеи подхватила школа Фа-цзя.
Даосизм:
основатель Лао-Цзы (полу легенда). Основное сочинение: «Дао-дэ-Цзин» . Главное
понятие школы – Дао – путь развития Китая – для всех, для даосов –
первоначально, первооснова и завершение всего происходящего. Дао – всеобъемлющий
мировой закон, существует вечно, никем не сотворен – праотец всех вещей. Дао
существовало до небесного владыки. В «Дао-дэ-Цзин» говорится о двойственной
природе Дао: Дао безымянное и с именем. Безымянное Дао – постоянно, начало
небе, земли, бестелесно, туманно, неопределенное, неисчерпаемое, действует
всюду и не имеет преград; закон мироздания. Дао обладающее именем состоит из
частицы ци, оно содержит в себе вещи – первооснова всех вещей. Безымянное Дао и
Дао с именем связаны друг с другом. Предприняли попытку объяснить бытие и
небытие: небытие протекает всюду, бытие и небытие порождают друг друга. Небытие
первично – Дао без имени, не имеет имени - назвав его превращает в бытие.
Небытие порождает бытие, бытие – это Дао, имеющее имя, физическим аналогом которого
является небо и земля. Все вещи приходя из небытия снова уходят в небытие.
Даосы отвергали этический идеал конфуцианства. Даоский человек бездеятелен и
поэтому добродетелен – подобен Дао без имени, не берется, но умеет побеждать.
Этот принцип недеяния положили в основу своей конце концепции управления:
совершенно мудрый правитель ни во что не вмешивается и не мешает Дао – лучший
правитель – о котором знают лишь то, что он существует. Когда правительство
деятельно народ страдает. Даосы – сторонники мира. Они проповедовали путь мира,
сострадание, бережливость, добро, смирение. В более поздние времена даосизм
выродился в религию.