Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта, страница 9

Аристотель (384-322 до н. э.), др.-греч. философ. Родился в Макидонии в городе Стагира. Учился у Платона в Афинах; в 335 основал лицей. Воспитатель Александра Македонского. Соч. Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник форм. логики, создатель силлогистики. "Первая философия" (позднее наз. метафизикой) содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении (см. Акт и потенция), форме и материи, действующей причине и цели (см. Энтелехия). Колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) - внутр. движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия - вечный и неподвижный "ум", нус (перводвигатель). Ступени природы: неорганич. мир, растение, животное, человек. "Ум", разум, отличает человека от животного. Центр, принцип этики - разумное поведение, умеренность (метриопатия). Человек - существо общественное. Наилучшие формы гос-ва - монархия, аристократия, "политика" (умеренная демократия), наихудшие - тирания, олигархия, охлократия. Суть иск-ва - подражание (мимесис), цель трагедии - "очищение" духа (катарсис). Осн. соч.: логич. Свод "Органон" ("Категории", "Об истолковании", "Аналитики" 1-я и 2-я, "Топика"), "Метафизика" (о восприятии бытия и природы), "Физика" (о природе), "О возникновении животных", "О душе", "Этика", "Политика", "Риторика", "Поэтика". Вклад Аристотеля во все науки (этика, логика, политика)

Разделял философию на метафизику (умозрительное заключение и знания) и физику (науку о природе). "Метафизика"(после физики) - понятие образовалось буквально, по расположению книг. Аристотель стоит у истоков создания этики, логики и т.д. Пытался классифицировать имеющиеся знания. Разделял науки на : теоретические, практические и продуктивные. Теоретические (философия и т.д.) - не преследуют утилитных целей; практические ( этика, логика) - для лучшего понимания жизни; продуктивные (прикладные) - для практических, производственных целей. Выделяет этику, логику, закладывает основу политологии.

Метафизика должна заниматься проблемами бытия, исследовать субстанцию, искать первоначало, решение вопроса о соотношении чувственного и сверхчувственного и роли Бога.

Возможные смыслы бытия: 1)Бытие как категория (бытие в себе); 2)Бытие как потенция и акт; 3)Бытие как акциденция (бытие случайное и непредвиденное); 4)Бытие как истина - постигается логикой, способность человека к познавательной, интеллектуальной деятельности.

1-е - Аристотель впервые дает атрибутивные хар-ки (категории). Система категорий: 1)категория сущности (субстанция); 2)количество; 3)качество; 4)отношение; 5)время; 6)место; 7)действие; 8)страдание; 9)положение; 10) обладание.

2-е - возможность и действительность: "Всякая материя должна обрести форму, чтобы предстать перед нами реальным". Материя и форма текучи и взаимно превращаемы, т.е. относительны по отношению друг к другу. Бытие у Аристотеля – это сумма всех субстанций (у эллатов это целостность), составляющая целостность из 4-х компонентов: 1)материя, 2)форма, 3)причина движения, 4)цель. Основные 4 причины бытия: 1)Материальная - материя; 2)Формальная - форма; первые две основные. 3)Действия (причина движения) - изменение; 4)Финальная причина - цель.

Строительство дома: кирпич - материя; определенная - форма; действие - мысль строителя; цель - дом. Благодаря движению потенция превращается в акт.

3-е – Аристотель понимает, что не все в этом мире входит в рамки закономерности, что то является случайным.

4-е – Это бытие человеческого интеллекта – бытие, которое обеспечивает познание человеком мира при помощи законов логики, которые первым формулирует Аристотель.

Аристотель ввел Бога, чтобы объяснить идею первотолчка. Бог- растекающийся по Вселенной разум, вечно активный.

Философские школы эллинистической эпохи(Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).