Аристотель
(384-322 до н. э.), др.-греч. философ. Родился в Макидонии в городе Стагира.
Учился у Платона в Афинах; в 335 основал лицей. Воспитатель Александра Македонского.
Соч. Аристотеля охватывают все отрасли тогдашнего знания. Основоположник форм.
логики, создатель силлогистики. "Первая философия" (позднее наз. метафизикой)
содержит учение об основных принципах бытия: возможности и осуществлении (см.
Акт и потенция), форме и материи, действующей причине и цели (см. Энтелехия).
Колебался между материализмом и идеализмом; идеи (формы, эйдосы) - внутр.
движущие силы вещей, неотделимые от них. Источник движения и изменчивого бытия
- вечный и неподвижный "ум", нус (перводвигатель). Ступени природы:
неорганич. мир, растение, животное, человек. "Ум", разум, отличает
человека от животного. Центр, принцип этики - разумное поведение, умеренность
(метриопатия). Человек - существо общественное. Наилучшие формы гос-ва -
монархия, аристократия, "политика" (умеренная демократия), наихудшие
- тирания, олигархия, охлократия. Суть иск-ва - подражание (мимесис), цель
трагедии - "очищение" духа (катарсис). Осн. соч.: логич. Свод
"Органон" ("Категории", "Об истолковании",
"Аналитики" 1-я и 2-я, "Топика"), "Метафизика" (о
восприятии бытия и природы), "Физика" (о природе), "О возникновении
животных", "О душе", "Этика", "Политика",
"Риторика", "Поэтика". Вклад Аристотеля во все науки
(этика, логика, политика)
Разделял философию
на метафизику (умозрительное заключение и знания) и физику (науку о природе).
"Метафизика"(после физики) - понятие образовалось буквально, по
расположению книг. Аристотель стоит у истоков создания этики, логики и т.д. Пытался
классифицировать имеющиеся знания. Разделял науки на : теоретические, практические
и продуктивные. Теоретические (философия и т.д.) - не преследуют утилитных
целей; практические ( этика, логика) - для лучшего понимания жизни;
продуктивные (прикладные) - для практических, производственных целей. Выделяет
этику, логику, закладывает основу политологии.
Метафизика должна
заниматься проблемами бытия, исследовать субстанцию, искать первоначало,
решение вопроса о соотношении чувственного и сверхчувственного и роли Бога.
Возможные смыслы
бытия: 1)Бытие как категория (бытие в себе); 2)Бытие как потенция и акт;
3)Бытие как акциденция (бытие случайное и непредвиденное); 4)Бытие как истина
- постигается логикой, способность человека к познавательной, интеллектуальной
деятельности.
1-е - Аристотель
впервые дает атрибутивные хар-ки (категории). Система категорий: 1)категория
сущности (субстанция); 2)количество; 3)качество; 4)отношение; 5)время; 6)место;
7)действие; 8)страдание; 9)положение; 10) обладание.
2-е - возможность
и действительность: "Всякая материя должна обрести форму, чтобы предстать
перед нами реальным". Материя и форма текучи и взаимно превращаемы, т.е.
относительны по отношению друг к другу. Бытие у Аристотеля – это сумма всех субстанций
(у эллатов это целостность), составляющая целостность из 4-х компонентов:
1)материя, 2)форма, 3)причина движения, 4)цель. Основные 4 причины бытия:
1)Материальная - материя; 2)Формальная - форма; первые две основные.
3)Действия (причина движения) - изменение; 4)Финальная причина - цель.
Строительство
дома: кирпич - материя; определенная - форма; действие - мысль строителя; цель
- дом. Благодаря движению потенция превращается в акт.
3-е – Аристотель
понимает, что не все в этом мире входит в рамки закономерности, что то является
случайным.
4-е – Это бытие
человеческого интеллекта – бытие, которое обеспечивает познание человеком мира
при помощи законов логики, которые первым формулирует Аристотель.
Аристотель ввел
Бога, чтобы объяснить идею первотолчка. Бог- растекающийся по Вселенной разум,
вечно активный.
Философские
школы эллинистической эпохи(Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).