Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта, страница 7

Парменид: основатель Элейской школы. Выступил против Гераклита, его теории об изменении. Движения нет и не может быть т.к. мировое пространство заполнено целиком. Земля – полый шар. Учение о бытие и не бытие. Бытие – то, что можно постичь разумом, о чем можно мыслить. Мысль о чем-то и сама вещь (о чем мысль) – одно и тоже т.е. бытие тождественно мышлению. Небытие нет. Чувственный мир изменчив, преходящ, множественен, непостоянен. Его мыслить нельзя => он не существует, это не истинное философское знание, а мнение, иллюзия. То, что неизменчиво, вечно, доступно только мышлению и обладает истинным бытием. То, что мы видим, слышим, осязаем нельзя мыслить без противоречий, значит это не истинное бытие т.е. иллюзия. Бытие – то, что едино, неделимо, вечно, всегда есть. Исходя из своего понимания мира, абсолютного заполнения мирового пространства - Парменид делает вывод, что в нем нет частей и мир един. Поэтому в мире невозможно движение – это только мнение людей, их иллюзия. Учение Парменида необычное и вызывало много споров. В его защиту выступил Зенон – учение Парменида.

Зенон: он привел ряд доводов в защиту учения Парменида. Эти доказательства – апории («парадоксы»):

1.Ахилл и черепаха

2.Дихотомия (разделение надвое)

3.Летящая стрела

4.Стадии

Апория дихотомия: движение не может начаться т.к. движущийся предмет должен до половины пути прежде чем он дойдет до конца, но прежде чем дойти до половины пути надо пройти четверть и так до бесконечности.

Апория летящая стрела: летящая стрела покоится ибо движущийся предмет всегда занимает место равное самому себе т.е. в каждый момент покоится т.к. движение не может слаживаться из суммы состояний покоя.

Зенон не отритцал возможность воспринимать движение чувственно. «Можно ли мыслить движение?». Хотел доказать, что в мире движения нет, а в чувственном мире – есть, но это иллюзия. Аристотель назвал его отцом диалектики.

Основное значение апорий Зенона для науки - то, что они дали толчок к развитию математики.

Сократ, его метод и этика.

Сократ (469 - 399 г.г. до н. э.). Первый Афинский философ. "Легче говорить как Аристотель и жить как Цезарь, чем жить и говорить как Сократ". Никогда не записывал свои мысли. Бескорыстно вел беседы на улицах города. Старался заставить людей думать, задавал наводящие вопросы, приводил с помощью этих вопросов (даже глупого) к истине. Побуждал людей думать о самих себе, о нравственности, что есть сущность человека, природа человека и его последняя реальность. Не доверял практическому знанию. Интересовался не постройками и городами, космосом, а людьми и их внутренним миром. Основная цель философии Сократа – проблема человека. Философию Сократа часто называют этический рационализм (главный вопрос – нравственный, но он решается рационально – с помощью разума). "Истина внутри нас - это душа". Это не только совестливая, но и интеллектуальная сущность. Душа человека есть "Я познающее". Сущность человека сосредоточена в его душе. Ценность души состоит в познании.  Тело лишь инструмент души для достижения своих стремлений. Душа должна уметь властвовать над своими инстинктами, т. е. иметь самообладание, должна уметь подавлять животные побуждения. Человек свободен - может выбрать чувственный мир наслаждений или сдержанный, рациональный образ жизни. Душа - стержень человека. Счастье по Сократу, не во внешнем, материальном, физическом мире, а внутри нас (не нужно перестраивать окружающий мир). Как человек поймет свое счастье, так он и проживет, т. е. сам закладывает свое счастье. Человек должен быть обращен внутрь самого себя, - основы современного западноевропейского образа жизни. Сократ дополняет понятие добродетели–деятельное начало: если возможность добродетели др. греки приписывали кому угодно, то Сократ считал, что человек должен обладать комплексом добродетелей. Для Сократа знания достигаются через понятия к определению, метод индукции или диалектический, маевтика т. е. метод движение от частного к общему (обобщение). Сократ считал знание основой добродетели, т. е. источник добродетельных поступков. Плохие поступки есть лишь результат невежества. Все моральные нормы поляризованы - или хорошо, или плохо, никаких полутонов. Идея непротивления злу насилием. Жил и погиб со своими убеждениями.