Парменид:
основатель Элейской школы. Выступил против Гераклита, его теории об изменении.
Движения нет и не может быть т.к. мировое пространство заполнено целиком. Земля
– полый шар. Учение о бытие и не бытие. Бытие – то, что можно постичь разумом,
о чем можно мыслить. Мысль о чем-то и сама вещь (о чем мысль) – одно и тоже
т.е. бытие тождественно мышлению. Небытие нет. Чувственный мир изменчив,
преходящ, множественен, непостоянен. Его мыслить нельзя => он не существует, это не
истинное философское знание, а мнение, иллюзия. То, что неизменчиво, вечно,
доступно только мышлению и обладает истинным бытием. То, что мы видим, слышим,
осязаем нельзя мыслить без противоречий, значит это не истинное бытие т.е.
иллюзия. Бытие – то, что едино, неделимо, вечно, всегда есть. Исходя из своего
понимания мира, абсолютного заполнения мирового пространства - Парменид делает
вывод, что в нем нет частей и мир един. Поэтому в мире невозможно движение –
это только мнение людей, их иллюзия. Учение Парменида необычное и вызывало
много споров. В его защиту выступил Зенон – учение Парменида.
Зенон: он привел
ряд доводов в защиту учения Парменида. Эти доказательства – апории
(«парадоксы»):
1.Ахилл и черепаха
2.Дихотомия
(разделение надвое)
3.Летящая стрела
4.Стадии
Апория дихотомия:
движение не может начаться т.к. движущийся предмет должен до половины пути
прежде чем он дойдет до конца, но прежде чем дойти до половины пути надо пройти
четверть и так до бесконечности.
Апория летящая
стрела: летящая стрела покоится ибо движущийся предмет всегда занимает место
равное самому себе т.е. в каждый момент покоится т.к. движение не может
слаживаться из суммы состояний покоя.
Зенон не отритцал
возможность воспринимать движение чувственно. «Можно ли мыслить движение?».
Хотел доказать, что в мире движения нет, а в чувственном мире – есть, но это
иллюзия. Аристотель назвал его отцом диалектики.
Основное значение
апорий Зенона для науки - то, что они дали толчок к развитию математики.
Сократ, его метод
и этика.
Сократ (469 - 399
г.г. до н. э.). Первый Афинский философ. "Легче говорить как Аристотель и
жить как Цезарь, чем жить и говорить как Сократ". Никогда не записывал
свои мысли. Бескорыстно вел беседы на улицах города. Старался заставить людей
думать, задавал наводящие вопросы, приводил с помощью этих вопросов (даже глупого)
к истине. Побуждал людей думать о самих себе, о нравственности, что есть
сущность человека, природа человека и его последняя реальность. Не доверял
практическому знанию. Интересовался не постройками и городами, космосом, а
людьми и их внутренним миром. Основная цель философии Сократа – проблема
человека. Философию Сократа часто называют этический рационализм (главный
вопрос – нравственный, но он решается рационально – с помощью разума).
"Истина внутри нас - это душа". Это не только совестливая, но и интеллектуальная
сущность. Душа человека есть "Я познающее". Сущность человека
сосредоточена в его душе. Ценность души состоит в познании. Тело лишь
инструмент души для достижения своих стремлений. Душа должна уметь властвовать
над своими инстинктами, т. е. иметь самообладание, должна уметь подавлять
животные побуждения. Человек свободен - может выбрать чувственный мир
наслаждений или сдержанный, рациональный образ жизни. Душа - стержень
человека. Счастье по Сократу, не во внешнем, материальном, физическом мире, а
внутри нас (не нужно перестраивать окружающий мир). Как человек поймет свое
счастье, так он и проживет, т. е. сам закладывает свое счастье. Человек должен
быть обращен внутрь самого себя, - основы современного западноевропейского
образа жизни. Сократ дополняет понятие добродетели–деятельное начало: если
возможность добродетели др. греки приписывали кому угодно, то Сократ считал,
что человек должен обладать комплексом добродетелей. Для Сократа знания
достигаются через понятия к определению, метод индукции или диалектический,
маевтика т. е. метод движение от частного к общему (обобщение). Сократ считал
знание основой добродетели, т. е. источник добродетельных поступков. Плохие
поступки есть лишь результат невежества. Все моральные нормы поляризованы -
или хорошо, или плохо, никаких полутонов. Идея непротивления злу насилием. Жил
и погиб со своими убеждениями.