Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта, страница 13

Фома Аквинский (род. 1225-1226, умер 1274). Главная его заслуга в масштабной мысли. Этот гений метафизики сумел систематизировать все философские учения. Он 5-й в лике святых римской церкви (для православных он уже не святой). Принял монашество, жил в Неаполе, затем много путешествовал по Европе, участвуя в спорах. По латыни его имя Томас по православному Фома. Философия Фомы Аквинского (Томизм) была официальной религиозной философией, и по сути является ей по сей день (неотомизм).

Главные произведения : 1) “Сумма против язычников” 2) “Сумма теологии”.

“Цель моя в том, чтобы возвестить истину, проповедуемую христианским вероучением...... Спорить можно о ком угодно, чтобы доказать догматы христианства. В борьбе с язычниками в отличие от еретиков и евреев, нельзя опираться на Священное писание (Новый, либо ветхий Завет), можно опираться лишь на разум. С точки зрения Фомы Аквинского, у всех сущность и существование разделены, за исключением Бога - следовательно мы несостоятельны в суждении о Боге. Фома Аквинский (влияние Аристотеля) выдвигает 5 постулатов (в рамках схоластического аристотелизма) бытия Бога (доказательств):

1. Существует перводвигатель (Бог).

2. Бог первопричина всякого существования.

3. Существует абсолютное единство

4. Только Бог может быть конечным источником необходимости всякого существования.

5. Существует высшая цель, которую определяет Бог.

Или

Все что движется имеет причиной движение нечто иное, т.к нечто не может быть само по себе и движущим и движимым без постороннего вмешательства, то этим движ началом явл Бог.

Все, что мы видим с чем соприкосаемся – есть следствие чего-то, что породило это нечто т.е. все имеет свою причины. Но и эти причины имеют свои причины и так до бесконечности, точнее до самой главной из них – первопричины. Опеть приходим к Богу.

Мы вспринимаем происходящие вокруг нас изменения или как необходимые или как случайные, но случайность – это лишь недоступная пониманию необходимость. Для Бога случайностей не сущ. => нужно признать его, чтобы понять происходящее.

Разные вещи обладают и разной степенью красоты, совершенства. Но тогда должен быть и эталон обсолютное мерило этих качеств. Этот эталон Бог.

Все движущиеся развивается. Куда ? Только Бог может задать цель для всего, что происходит в природе.

Любой философ идёт в направлении :

причина —>следствие (апостериорное)

причина<— следствие (априорное)

Двигаясь в обоих направлениях философ этой эпохи “натыкался” на Бога.

Существует какое-то высшее полное, совершенство, раз человек стремиться каждую минуту к чему либо.

Фома характеризует Бога, как саму простоту, значит у него нет тела. Бог заключает в себе совершенства всякого рода, при этом мы можем говорить, что некоторые люди подобны Богу, но не следует говорить, что Бог подобен кому-либо из людей. Бог это синоним блага. Бог обладает интеллектом, причём всё сразу (и важное и второстепенное) он познаёт одновременно и мгновенно, ему известна сущность вещей ещё до сотворения мира.

Бог - это сама истина, постижение всех вещей это его обыкновенное состояние, в Боге заключены восторг, радость и любовь. Бог-это вечная позитивность.

С точки зрения Фомы, Бог не может испытывать чувство ненависти, уставать, забывать, гневаться или печалиться, лишить человека души, впасть в грех, иметь тело, уничтожить сам себя, или сотворить другого Бога.

По поводу человеческой Души: она передаётся не через семя отца в сына, а вдыхается Богом в момент рождения человека. Душа бессмертна, идеальна и разумна. Человек занимает среднее положение между ангелами (нет тела, но есть идеальная бессмертная душа) и животными (есть как у человека и тело и душа, но и тело и душа смертны).

Знамя схоластики пытались подхватить иезуиты и францисканцы, но разрыв между философией и религией, уже наметился.

Философия нового времени и Просвещения.

1. Индуктивный метод Ф. Бэкона и обоснование эмпиризма.