Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта, страница 2

Возникновение фил – с 1 тыс до н.э. На тер др Индии – 15 крупных и мн мелких госуд. Расцвет – 6 период (император Ашока распространитель буддизма). Фил школа – «дашана», авторитетны «Веды» (но не для всех). Школы делись на : 1. Ортодоксальные (правильный, общепринятый) – с Ведами – веданта, Ниманса, Ньяйа, Йога, Санкхья, Вайшелика. 2.Неортодоксальные – без Вед– Джайнизм, Буддизм, Чарвана-Локаята.

Джайнизм : цель – достижение особой святости, особого совершенного знания, образа поведения, позволяющего душе освободится от материального. Джайны учили, что в мире существует множество вещей, одновременно обладающие свойствами одно-постоянными и приходящими;  материя – неживая субстанция, сущ по частям и в целом. Время, пространство, покой и движение – неживая материя. Человек имеет двойственную природу: тело и душу. Душа совершенна, ее возможности безграничны, но она склонны к телу и это порождает различные желания, а потом и страдания. Причина желаний и страданий в незнании жизни, поэтому познание должно освободить душу от материи. Для этого нужно доверять учителю, слушать его, правильно себя вести, получить совершенное знание.

Буддизм: основа- 4 благородные истины и 8 ступенчатый путь спасения. Хар теме же категориями карма, сансара. Высказывается мысль об изменяемости всего, зависимости всего происходящего друг от друга. Неважно имеет ли мироздание начало и конец – важно что внутри все обусловлено (одна из первых попыток сформ закон причинности). Высказываются диалектические идеи. Эта диалектика постепенно превращается в релятивизм (относительность): в мире нет ничего окончательного, совершенного,, мир – это процесс. Создали учение о душе с позиции релятивизма: душа непостоянная субстанция, она не устойчива, каждое мгновение меняется, постоянно находится  в становлении, является потоком сознания. Верят в кармический закон, хотя часть буддистов считает душу смертной, др часть бессмертной. Главная цель чел жизни – достижение нирваны.

Червака-Локаята: наиболее последовательный материализм др инд фил. Строят учение на тезисе о первичности материи и вторичности сознания. Весь мир состоит из материальных первоэлементов, кроме них ничего нет, их комбинации составляют все сущее. Вещи природы состоят из: Земли  Огня  Воздуха Воды. Отвергает бессмертие души, веру в богом, не признает веды в качестве авторитетной литературы. После смерти организм разлагается на первоэлементы, душа тоже. Чел сознание возн из такого сочетания первоэлементов,, кот образ живое тело. В области этики черваки – атеисты и гедонисты. Разработана гносеология-теория познания. Считали, что знания даются чувствами и опытом. Отрицали сверхъестественное знание, откровение, не считали разум самостоятельным источником знаний.

Веданты: Веды - священная книга, а также Упанимады. Первичное в мире духовное. Оно выступает в виде Атмана-Брахмана. Творец мира – бог. Верят в бессмертие души. В мудрость веданта посвящает учитель, только ему доступна истина о боге, смысле жизни. Эти истины являются откровениями сверхъестественного характера. Ученики должны быть послушны учителю, слушать его размышления, упражняться в размышлениях до тех пор, пока им самим не откроются истины. Верят в переселение души, считают, что прекратить переселение души можно получив знания Веданты.

Ниманса: опирается на Веды. Большое внимание уделяется теории познания и логики. Источник знания – чувства и восприятие мира, предметы окружающего мира существуют реально, чел свободен понимать мир. Источник знаний так же логический вывод, сравнение, авторитетное свидетельство свящ книг и некоторое знание, считающиеся постулатами. Не считает бога творцом мира, но верят в жизнь после смерти, переселение души, жизнь- страдание. Главная цель – указать путь к освобождению от страданий.

Санкхья: дуалистична т.е.  признается 2 первоначала: материальное (пракрити) и сознание (пуруша). Пракрити- деятельная причина, пуруша – бездеятельная. Соединяясь они образуют все вещи. Пракрити – причина появления ума, интеллекта, чувств. Мир возник сам по себе, его никто не создавал, отрицают бога. Разработали теорию познания: чел получ знания с помощью органов чувств, ума, лог выводов. Считают жизнь страданием. Гл задача – познание пути и средств, ведущих к полному освобождению чел от страданий и материального.