Возникновение фил
– с 1 тыс до н.э. На тер др Индии – 15 крупных и мн мелких госуд. Расцвет – 6
период (император Ашока распространитель буддизма). Фил школа – «дашана»,
авторитетны «Веды» (но не для всех). Школы делись на : 1. Ортодоксальные
(правильный, общепринятый) – с Ведами – веданта, Ниманса, Ньяйа, Йога, Санкхья,
Вайшелика. 2.Неортодоксальные – без Вед– Джайнизм, Буддизм, Чарвана-Локаята.
Джайнизм : цель –
достижение особой святости, особого совершенного знания, образа поведения,
позволяющего душе освободится от материального. Джайны учили, что в мире
существует множество вещей, одновременно обладающие свойствами одно-постоянными
и приходящими; материя – неживая субстанция, сущ по частям и в целом. Время,
пространство, покой и движение – неживая материя. Человек имеет двойственную
природу: тело и душу. Душа совершенна, ее возможности безграничны, но она
склонны к телу и это порождает различные желания, а потом и страдания. Причина
желаний и страданий в незнании жизни, поэтому познание должно освободить душу
от материи. Для этого нужно доверять учителю, слушать его, правильно себя
вести, получить совершенное знание.
Буддизм: основа- 4
благородные истины и 8 ступенчатый путь спасения. Хар теме же категориями
карма, сансара. Высказывается мысль об изменяемости всего, зависимости всего
происходящего друг от друга. Неважно имеет ли мироздание начало и конец – важно
что внутри все обусловлено (одна из первых попыток сформ закон причинности).
Высказываются диалектические идеи. Эта диалектика постепенно превращается в
релятивизм (относительность): в мире нет ничего окончательного, совершенного,,
мир – это процесс. Создали учение о душе с позиции релятивизма: душа
непостоянная субстанция, она не устойчива, каждое мгновение меняется, постоянно
находится в становлении, является потоком сознания. Верят в кармический закон,
хотя часть буддистов считает душу смертной, др часть бессмертной. Главная цель
чел жизни – достижение нирваны.
Червака-Локаята:
наиболее последовательный материализм др инд фил. Строят учение на тезисе о
первичности материи и вторичности сознания. Весь мир состоит из материальных
первоэлементов, кроме них ничего нет, их комбинации составляют все сущее. Вещи
природы состоят из: Земли Огня Воздуха Воды. Отвергает бессмертие души, веру
в богом, не признает веды в качестве авторитетной литературы. После смерти
организм разлагается на первоэлементы, душа тоже. Чел сознание возн из такого
сочетания первоэлементов,, кот образ живое тело. В области этики черваки –
атеисты и гедонисты. Разработана гносеология-теория познания. Считали, что
знания даются чувствами и опытом. Отрицали сверхъестественное знание,
откровение, не считали разум самостоятельным источником знаний.
Веданты: Веды -
священная книга, а также Упанимады. Первичное в мире духовное. Оно выступает в
виде Атмана-Брахмана. Творец мира – бог. Верят в бессмертие души. В мудрость
веданта посвящает учитель, только ему доступна истина о боге, смысле жизни. Эти
истины являются откровениями сверхъестественного характера. Ученики должны быть
послушны учителю, слушать его размышления, упражняться в размышлениях до тех пор,
пока им самим не откроются истины. Верят в переселение души, считают, что
прекратить переселение души можно получив знания Веданты.
Ниманса: опирается
на Веды. Большое внимание уделяется теории познания и логики. Источник знания –
чувства и восприятие мира, предметы окружающего мира существуют реально, чел
свободен понимать мир. Источник знаний так же логический вывод, сравнение,
авторитетное свидетельство свящ книг и некоторое знание, считающиеся
постулатами. Не считает бога творцом мира, но верят в жизнь после смерти,
переселение души, жизнь- страдание. Главная цель – указать путь к освобождению
от страданий.
Санкхья:
дуалистична т.е. признается 2 первоначала: материальное (пракрити) и сознание
(пуруша). Пракрити- деятельная причина, пуруша – бездеятельная. Соединяясь они
образуют все вещи. Пракрити – причина появления ума, интеллекта, чувств. Мир
возник сам по себе, его никто не создавал, отрицают бога. Разработали теорию
познания: чел получ знания с помощью органов чувств, ума, лог выводов. Считают
жизнь страданием. Гл задача – познание пути и средств, ведущих к полному
освобождению чел от страданий и материального.