Спиноза разраб
теорию познания. Она носит материалистический и рационалистический характер .
Чувственное познание. Спиноза совсем не отрицает, но считает его недостаточным,
смутным и не истинным. Оно не дает знания сущности вещей. Чувств. познаине
основывается на восприятии внешнего мира. Это низшая ступень познания . 2-ая
ступень познания дает знания, основанные на уме. Здесь истинное знание
выводится путем доказания. Это знание достоверно и истинно. 3-ий вид знания
получ с помощью ума но без доказательство интуитивное. Такое знание наиб.
достоверное, ясное и отчетливое. 1-ый род знаний- чувственный, 2,3-ий –
рациональный. Спиноза выраб. учение о необходимости и свободе. Свободу воли
людей он видел в степени и глубине познания необходимости. Чем, глубже познает
человек природную необходимость, тем большую власть имеет он над природой.
Свобода выраж. в поведении основанном на познании необходимости.
В Богословско-
полит. трактате Спиноза развивает свои атеист. мысли. Считал , что преодолеть
религиозность людей можно через просвещение, распространение знаний о природе.
Заслугой Спинозы перед ф-ей : стремление объяснить мир из его самого.
4. Сенсуализм Д.
Локка.
Крупным
представителем матер. – Д . Локк(1632-1704)
Ф-ия обоснование
им принципа матер. сенсуализма- происхождение всех знаний из чувств восприятия
внешнего мира. Локк критикует Декарта за вражд. знания и идеи. Он считает , что
их нет нив человеческом уме, ни в чел. нравственности. Единст. источник всех
идей – только опыт. Он различает внутр. и внешн. опыт, т.е. рефлексию и
ощущения. Ощущения возникают от воздейст. на нас вещей, находящихся вне нас.
Рефлексия возн., когда наш ум рассматривает внутр сост. и деятельность нашей
души.
Вторая заслуга
Локка в том, что он создал метафиз. метод в науке и ф-ии. Отдельные методы
стихийно сложились до него, но окончательно он был оформлен Локком в эпоху
становл. капит. отношений. В развитии бурж об-ва требовало от науки ,
расчленять явления природы, Классифицировать, изучать кажд. элемент в
отдельности. Этой же временной изоляции отдельных явлений требовала и
появившаяся в это время опытно экспериментальная наука. Постепенно ученые стали
невольно думать, что и в самой природе все вещи состоят независимо друг от
друга не взаимосвяз. элементов. Локк привел в систему отд. эл-ты метафиз.
метода и перенес его в ф-ию, где он на долго стал господствующим.
3-я заслуга
Локка: создание теории абстракции. Он изложил свое мнение о том , как
образуются общ. понятия, которые мы обознач обычн вещи. по его мнению общ. идеи
созд путем нахожд признаков в составе многих предметов, кот объед их , а все
ост признаки опускаются. Так создаются абстрактные идеи. Всеобщие понятия явл.
рез-ом идеи цельности разума, но в основе их лежит сходство самих предметов.
Учение Локка оказало значительное влияние на послед разв. ф-ии.
5. Философские
воззрения Г. Лейбница.
В сравнение с
Нидерландами Германия со второй половины 17в была раздробленной , отсталой
страной здесь по прежнему были сильны позиции церкви и религии, науки и
материализм едва начав развиваться сразу же свернулись. В такой тяж. обстановке
жил Лейбниц(1646-1716). Он был выходец из богатой родовитой семьи, очень
хорошее образование. Характерная черта его ф-ии- соединить теорию с практикой.
Он многое сделал в области разв. техники и ф-ии.
Лейбниц как и
др. мыслители нов. времени развивает учение о субстанции. Но в отличие от
Спинозы о единой субстанции и дуализма Декарта. У Лейбница субстанций
множество. По его мнению каждая вещь явл. субстанцией => субстанций много.
Каждая субстанция – это монада(единица бытия),(греч.- простая сущность).
Монада-единица не материальная, не вещественная а духовная. Она не сост. из
частей, а потому неделима. Каждая монада одновременно есть и душа, и тело.
Монады отлич. деятельностью. Благодаря монадам и матария способна двигаться.
Монады, как субстанции независимы друг от друга, не взаим. друг с другом и в то
же время они не изолированы абсолютно друг от друга. В каждой монаде отраж.
весь мир и все монады. Каждая монада похожа на отдельную вселенную, сущ.
самостоятельно, не от чего не зависит кроме бога, кот. и создал этот мир монад.
В монаде происходят непрерывные изменения. Они постепенно без скачков и
разрывов и вызываются силой представления. Эту силу представления
Лейбниц наз. перцепцией. Он считает, что не всем существам присуще сознание, а
только существам обладающим абперцепцией.(т.е. самосознанием- это люди).
Лейбниц считал, что перцепциея- сила представления присуща всем монадам,
поэтому природа одушевлена. Монады постоянно находятся в деятельном состоянии
изменяя себя внутри. Происходит постепенный главный переход от бессознательных
состояний к сознательно переживаемым состояниям. Различная степень развития
способности представления определяет ранг монады. На низшей ступени стоят
монады облад. темным представлением, выше монады со «смутным» представлением.
На высшей ступени- монады с «ясным, отчетливым» представлением, выше всех- БОГ-
главная монада.