Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта, страница 16

Спиноза разраб теорию познания. Она носит материалистический и рационалистический характер . Чувственное познание. Спиноза совсем не отрицает, но считает его недостаточным, смутным и не истинным. Оно не дает знания сущности вещей. Чувств. познаине основывается на восприятии внешнего мира. Это низшая ступень познания . 2-ая ступень познания дает знания, основанные на уме. Здесь истинное знание выводится путем доказания. Это знание достоверно и истинно. 3-ий вид знания получ с помощью ума но без доказательство интуитивное. Такое знание наиб. достоверное, ясное и отчетливое. 1-ый род знаний- чувственный, 2,3-ий – рациональный. Спиноза выраб. учение о необходимости и свободе. Свободу воли людей он видел в степени и глубине познания необходимости. Чем, глубже познает человек природную необходимость, тем большую власть имеет он над природой. Свобода выраж. в поведении основанном на познании необходимости.

В Богословско- полит. трактате Спиноза развивает свои атеист. мысли. Считал , что преодолеть религиозность людей можно через просвещение, распространение знаний о природе. Заслугой Спинозы перед ф-ей : стремление объяснить мир из его самого.

4. Сенсуализм Д. Локка.

    Крупным представителем матер. – Д . Локк(1632-1704)

Ф-ия обоснование им принципа матер. сенсуализма- происхождение всех знаний из чувств восприятия внешнего мира. Локк критикует Декарта за вражд. знания и идеи. Он считает , что их нет  нив человеческом уме, ни в чел. нравственности. Единст. источник всех идей – только опыт. Он различает внутр. и внешн. опыт, т.е. рефлексию и ощущения. Ощущения возникают от воздейст. на нас вещей, находящихся вне нас. Рефлексия возн., когда наш ум рассматривает внутр сост. и деятельность нашей души.

    Вторая заслуга Локка в том, что он создал метафиз. метод в науке и ф-ии. Отдельные методы стихийно сложились до него, но окончательно он был оформлен Локком в эпоху становл. капит. отношений. В развитии бурж об-ва требовало от науки     , расчленять явления природы,  Классифицировать, изучать кажд. элемент в отдельности. Этой же временной изоляции отдельных явлений требовала и появившаяся в это время опытно экспериментальная наука. Постепенно ученые стали невольно думать, что и в самой природе все вещи состоят независимо друг от друга не взаимосвяз. элементов. Локк привел в систему отд. эл-ты метафиз. метода и перенес его в ф-ию, где он на долго стал господствующим.

    3-я заслуга Локка: создание теории абстракции. Он изложил свое мнение о том , как образуются общ. понятия, которые мы обознач обычн вещи. по его мнению общ. идеи созд путем нахожд признаков в составе многих предметов, кот  объед их , а все ост признаки опускаются. Так создаются абстрактные идеи. Всеобщие понятия явл. рез-ом идеи цельности разума, но в основе их лежит сходство самих предметов. Учение Локка оказало значительное влияние на послед разв. ф-ии.

5. Философские воззрения Г. Лейбница.

    В сравнение с Нидерландами Германия со второй половины 17в была раздробленной , отсталой страной здесь по прежнему были сильны позиции церкви и религии, науки и материализм едва начав развиваться сразу же свернулись. В такой тяж. обстановке жил Лейбниц(1646-1716). Он был выходец из богатой родовитой семьи, очень хорошее образование. Характерная черта его ф-ии- соединить теорию с практикой. Он многое сделал в области разв. техники и ф-ии.

    Лейбниц как  и др. мыслители нов. времени развивает учение о субстанции. Но в отличие от Спинозы о единой субстанции и дуализма Декарта. У Лейбница субстанций множество. По его мнению каждая вещь явл. субстанцией => субстанций много. Каждая субстанция – это монада(единица бытия),(греч.- простая сущность). Монада-единица не материальная, не вещественная а духовная. Она не сост. из частей, а потому неделима. Каждая монада одновременно есть и душа, и тело. Монады отлич. деятельностью. Благодаря монадам и матария способна двигаться. Монады, как субстанции независимы друг от друга, не взаим. друг с другом и в то же время они не изолированы абсолютно друг от друга. В каждой монаде отраж. весь мир и все монады. Каждая монада похожа на отдельную вселенную, сущ. самостоятельно, не от чего не зависит кроме бога, кот. и создал этот мир монад. В монаде происходят непрерывные изменения. Они постепенно без скачков и разрывов и вызываются силой представления. Эту силу представления Лейбниц наз. перцепцией. Он считает, что не всем существам присуще сознание, а только существам обладающим абперцепцией.(т.е. самосознанием- это люди). Лейбниц считал, что перцепциея- сила представления присуща всем монадам, поэтому природа одушевлена. Монады постоянно находятся в деятельном состоянии изменяя себя внутри. Происходит постепенный главный переход от бессознательных состояний к сознательно переживаемым состояниям. Различная степень развития способности представления определяет ранг монады. На низшей ступени стоят монады облад. темным представлением, выше монады со «смутным» представлением. На высшей ступени- монады с «ясным, отчетливым» представлением, выше всех- БОГ- главная монада.