Эллинистическая
эпоха.
Старые порядки рушились (завоевание Греции А. Македонским), люди не могли быстро
приспособиться, - философия все это отражала и искала путь быть счастливым и в
тяжелых условиях (Диоген, которому поставили за это памятник).
Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.).
Был серьезным ученым. Главная задача - этическое учение, но доказательство
правильности его начинал с физики. Создал теорию, которая состояла из 3 частей:
физики, гносеологии и этики. В целом все подчинено решению этических проблем.
Главная цель жизни - достижение счастья, - безмятежное состояние духа
(атараксия - безмятежность, спокойствие, уравновешенность). Если знать физику,
то можно достигнуть атараксии. В жизни человека два страха (главные):
вмешательство богов и смерть (и что после нее). Был поклонником атомического
учения, но считал, что у атомов есть масса. Разбирается в причинах движения
атомов. Из атомов состоит и тело, и душа, следовательно, т. к. атомы движутся
хаотично, то и человек делает свой выбор сам, свободен, но в пределах
физических законов. Боги живут в других мирах и не трогают людей. Смерть -
распадение комбинации атомов души и тела, следовательно загробного мира нет.
"Смерть - самое большое из зол, но не имеет к нам никакого отношения: пока
мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть нас уже нет". Философия
Эпикура имеет цель открыть человеку при помощи аппарата физики секреты своего
существования и смысла жизни.
Зенон из Китиона
(336 - 264 гг. до н. э.) - основатель стоицизма. Стоики строят свою
теорию на учении Гераклита ("Все течет все меняется"). (Император
Марк Аврелий; бывший раб Эпиктен; Сенека (воспитатель и сенатор при Нероне) - в
65 г. н. э. кончил жизнь самоубийством.) Главная цель -счастье, - достижение
атараксии и апатии (равнодушия). Интересуют этические и воспитательные
проблемы. У каждого человека есть своя непреложная судьба (судьба покорного
ведет, а непокорного тащит, отсюда фатализм). Истинный философ и мудрый
человек должен идти покорно по своей тропинке, с мужеством отдавшись на
произвол судьбы. "Истинный стоик при слишком суровой судьбе может уйти от
нее самоубийством". (Сенека).
Все нужно
принимать таким, какое оно есть, даже если мир рушиться – это фатально и не
зависит от человека.
Скептицизм представляет собой
субъективный идеализм. Их философия имеет этическое направление. Основной
принцип – сомнение (особенно сомнения в надежности истины). Наши органы чувств
– главный источник заблуждений, т.к. реальный мир и видимость – разные вещи.
Цель философии
скептиков - для счастья (атараксии и апатии) не нужно стремиться к знанию.
Окружающий мир обманчив, информация от органов чувств ложна, поэтому не нужно
задаваться лишними вопросами, тогда не ошибешься, - скепсис по отношении
к возможностям человека. Стоицизм – один из истоков христианского учения.
Пирон - стоит у
истоков скептицизма; Секст Эмпирик. (360 - 280 гг. до н. э.)
Теоцентризм
средневековой философии.
Хронолог рамки
эпохи ср вековья: от распада Рим империи (496) до Эпохи Возрождения (14-15 вв).
В соц-полит плане от крушения раб общ до утверждения и развития феод
крепостнического общ. Господствующее мировоззрение – религиозное: на зап –
христианство, на вост – ислам. Гл особенность ср век фил – то что она
религиозная. Ее сущность – теоцентризм – бог цент Вселенной и гл объект
познания. Идея согласно кот мир создан и безраздельно управляется Богом разделяется
практически всеми фил-ами.
Христианство
возникло в 1 в н.э. в Иудеи. Сформ из различных религий и учений некоторых
античных философов. В 313 Христианство уравняли в правах с другими религиями
Рим империи, а в 324 Христианство един гос религ Рим империи признанная
Константинополем. Очень непросто складывались отношения между фил и христ. В
основе их лежит целая гамма суждений апостола Павла о том, что «мудрость мира
сего есть безумие перед Богом». Подобные рассуждения ориентировали отр отн к
фил. Знание у чел только от Бога, оно доступно только любящим Бога, верующим в
енго. Христ откровения упраздняли фил мудрость т.о. фил как постижение мира
разумом в христ отбрасывается. Вера признается превыше всего. Апостол Павел
прямо так и высказался против фил: «Смотрите братья, чтобы кто не увлекся фил.
Осн знания признается не мудрость, а вера».