В конце
16- нач. 17 вв. в перед. странах Зап. Европы капиталист. способ произ-ва. В
ряде стран произошли бурж. революц: Нидерланды(16 в), Англия(17 в), Франция
(сер. 18 в). Потребности мануф. пр-ва вызывают развитие науки, меняется вся
духовная жизнь об-ва, религия утрач. свое влияние на развитие ф-ии и науки.
Склад. новые мировозрения. Усилия ученых напр. на собирание, описание и
классификацию фактов. Свою задачу философы и естествоиспытатели видят в увелич.
власти человека над природой и в совершенствовании самого человека. Схоласт.
псевдонаука уступает место науки, опираясь на факты и практику. Средневековый
номинализм и реализм теперь предстают в виде эмпиризма и рационализма.
Родоначальник эмпиризма- Ф. Бэкон.(1561-1626гг). Сын высокого англ. сановника ,
затем сам стал канцлером, лордом хранителем королевской печати. 2 наиб. знач.
работы: «Новый органон» и «Нов. Атлантида». Высш. задачей философии считал познание
природы, использование знаний для соверш. об-ва и человека.
«Знание-сила»(Бэкон). Задача ф-ии- создать новый метод науч. познания. В «Новом
органоне» разраб. индук. метод получения знания. Он применяет эксперимент,
считает, что лишь та наука способна побеждать природу, которая сама
руководствуется природой, выясняя ее законы и подчин им. Большое значение
придает опытам. Выделяет 2 вида: водоносные и светоносные опыты.
Водонос.-непосред польза человеку. Сетонос.-познавать законы природы, сущность
св-во вещей. Бэкон критикует средневековую схаластику дающую умозрит. знания.
Он обращается к методу Аристотеля-силлогизмам-т.е. суждениям. кот.
вырабатываются путем умозрти. рассуждений от общего к частному. Поэтому такие
понятия выраб. поспешно и недостаточно обоснованы. Усоверш. методом познания
должна стать индукция. Индукцию использовал и Аристотель, но она была индукцией
через простое перечесление, кот. используют при обозримом числе предметов
изучаемого класса.
Бэкон
исп. индукцию предполагает рассматривать разные случаи рассуждения: те случаи,
кот. подтверждают обобщ. явления, и те , кот. опровергают. Если не считать
отриц. инстанций, то можно получ. неправильное знание. Бэкон наз. такое знание
заблуждениями, ложными образами, предрассудками, призраками или идолами. Бэкон
выделят 4 вида призраков:
1. призраки рода-
обусловлены несоверш. природой человека.
2. призраки
пещеры- присущи не всем людям, связаны с предположениями, симпатиями, или анти.
3. идолы площади-
заблуж. из-за неправильного употребления и понимания слов.
4. идолы театра-
порождены некритич отношением к чужому мнению, часто ложному.
Изучая
историю науки Бэкон увидел 2 метода, чаще всего используемые учеными -
догматический и эмпирический. Догматик нач. работу с общ. положений и из них выводит
частное знание. Ученый- эмпирик стремиться только к накоплению фактов.
Догматиков Б. уподоблет науку, кот. ткет паутину сам из себя. Эмпирика сравн. с
муравьем- все без разбора тащется в муравейник. Истинный метод- в умственной
переработке материала, кот. доставляет опыт. Ученый, след. такому методу похож.
пчеле, собир. с цветов сладкий нектар и перераб. его в мед собств.
деятельностью.
Бэкон-материалист
. Он исследует материю и формы ее сущ-ния. Материя обл. бесконечн.
многообразием чувственно воспр. качеств и форм движения. Бэкон отстаивает
познаваемость природы. Выделят 3 способности познания: память, воображение и
рассудок. В соотв. с этим он дал классификацию наук. Память лежит в основе ест.
и гражд. истории. Воображение в основе поэзии. На рассудок опираются
математика, ф-ия и естествознание. Естествознание иеет искл. важное значение
для развития философии. Бэкон стоит на точке зрения двойств. истины -
разделяет науку и теологию. Теология изуч. Бога, а наука природу. Вера не
зависит от знания.
В целом
ф-ия Бэкона представляет собой попытку создания эффект. способа получения нов.
знания, а Бэкон стал родонач. эмпиризма и совр. эксперимент науки.
2. Дуалистическая
философия Рене Декарта. Учение о методе и врожденных идеях.