Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта, страница 14

         В конце 16- нач. 17 вв. в перед. странах Зап. Европы капиталист. способ произ-ва. В ряде стран произошли бурж. революц: Нидерланды(16 в), Англия(17 в), Франция (сер. 18 в). Потребности мануф. пр-ва вызывают развитие науки, меняется вся духовная жизнь об-ва, религия утрач. свое влияние на развитие ф-ии и науки. Склад. новые мировозрения. Усилия ученых напр. на собирание, описание и классификацию фактов. Свою задачу философы и естествоиспытатели видят в увелич. власти человека над природой и в совершенствовании самого человека. Схоласт. псевдонаука уступает место науки, опираясь на факты и практику. Средневековый номинализм и реализм теперь предстают в виде эмпиризма и рационализма. Родоначальник эмпиризма- Ф. Бэкон.(1561-1626гг). Сын высокого англ. сановника , затем сам стал канцлером, лордом хранителем королевской печати. 2 наиб. знач. работы: «Новый органон» и «Нов. Атлантида». Высш. задачей философии считал познание природы, использование знаний для соверш. об-ва и человека. «Знание-сила»(Бэкон). Задача ф-ии- создать новый метод науч. познания. В «Новом органоне» разраб. индук. метод получения знания. Он применяет эксперимент, считает, что лишь та наука способна побеждать природу, которая сама руководствуется природой, выясняя ее законы и подчин им. Большое значение придает опытам. Выделяет 2 вида: водоносные и светоносные опыты. Водонос.-непосред польза человеку. Сетонос.-познавать законы природы, сущность св-во вещей. Бэкон критикует средневековую схаластику дающую умозрит. знания. Он обращается к методу Аристотеля-силлогизмам-т.е. суждениям. кот. вырабатываются путем умозрти. рассуждений от общего к частному. Поэтому такие понятия выраб. поспешно и недостаточно обоснованы. Усоверш. методом познания должна стать индукция. Индукцию использовал и Аристотель, но она была индукцией через простое перечесление, кот. используют при обозримом числе предметов изучаемого класса.

         Бэкон исп. индукцию предполагает рассматривать разные случаи рассуждения: те случаи, кот. подтверждают обобщ. явления, и те , кот. опровергают. Если не считать отриц. инстанций, то можно получ. неправильное знание. Бэкон наз. такое знание заблуждениями, ложными образами, предрассудками, призраками или идолами. Бэкон выделят 4 вида призраков:

1. призраки рода- обусловлены несоверш. природой человека.

2. призраки пещеры- присущи не всем людям, связаны с предположениями, симпатиями, или анти.

3. идолы площади- заблуж. из-за неправильного употребления и понимания слов.

4. идолы театра- порождены некритич отношением к чужому мнению, часто ложному.

         Изучая историю науки Бэкон увидел 2 метода, чаще всего используемые учеными - догматический и эмпирический. Догматик нач. работу с общ. положений и из них выводит частное знание. Ученый- эмпирик стремиться только к накоплению фактов. Догматиков Б. уподоблет науку, кот. ткет паутину сам из себя. Эмпирика сравн. с муравьем- все без разбора тащется в муравейник. Истинный метод- в умственной переработке материала, кот. доставляет опыт. Ученый, след. такому методу похож. пчеле, собир. с цветов сладкий нектар и перераб. его в мед собств. деятельностью.

         Бэкон-материалист . Он исследует материю и формы ее сущ-ния. Материя обл. бесконечн. многообразием чувственно воспр. качеств и форм движения. Бэкон отстаивает познаваемость природы. Выделят 3 способности познания: память, воображение и рассудок. В соотв. с этим он дал классификацию наук. Память лежит в основе ест. и гражд. истории. Воображение в основе поэзии. На рассудок опираются математика, ф-ия и естествознание. Естествознание иеет искл. важное значение для развития философии. Бэкон стоит на точке зрения двойств. истины -  разделяет науку и теологию. Теология изуч. Бога, а наука природу. Вера не зависит от знания.

         В целом ф-ия Бэкона представляет собой попытку создания эффект. способа получения нов. знания, а Бэкон стал родонач. эмпиризма и совр. эксперимент науки.

2. Дуалистическая философия Рене Декарта. Учение о методе и врожденных идеях.