Учение о
монадах положило отпечаток на теорию познания Лейбница. Перцепция для него-
бессознательное сознание, абперцепция- появление сознания(осознание внутр.
«Я»), а перцепцию он называет рефлексией, а появл. рефлексии означает
способность к познанию. Лейбниц согласен с эмпириками , что для познания
необход. чувство. В то же время чувства по его мнению не дают достоверного и
необходимого знания. Такое знание может дать только . Поэтому Лейбниц соединяет
рационализм и эмпиризм.
Лейбниц пишет,
что «в уме нет ничего, что бы не было ранее в ощущениях, за исключением самого
ума». Лейбниц признает некоторые врожденные идеи, но они сущ. задатки ума, как
возможность, кот. можно реализовать. Лейбниц разраб. учение о 2-х видах истины:
истинах факта и истинах разума, истины факта открыв. нам через деят органов
чувств, это наши знания о мире, в осн. вероятностные . Истины разума
отыскиваются через деятельность ума без обращения к опыту. Эти знания
необходимы и всеобщи по своему характеру. Высш. монада –БОГ- обладает знанием в
форме истины разума.
6. Томас Гоббс.
Наиболее яркое
отражение соц фил-ия нашла в творчестве английского материалиста Томаса Гоббса,
в учении Спинозы и Локка. Т Гоббс(1588-1679) учился в Оксф. Университете .
Изучил номинализм и логику, занимался матем, и фил-ией. Главное его
произведение-«Невлафан»- чудовище. Главный интерес его – вопросы теории общ-ва
и гос-ва. Гоббс., гос-во рассматривается как сложное образование, разделяет его
на эл-ты, а их объясняет простейшими законами природы. Он рассматривает 2 сост.
человеч., общ-ва:
-естественное
-гражданское
Естеств сост-
война всех против всех , т.е. люди руководствуются природным законом
самосохранения, каждый имеет право на все, но нужно отказаться от этого права-
искать мира и это можно сделать по средствам договора , заключение которого
означает уже гражд-е общество. Наиболее соверш формой гос-ва он счит абсолютную
монархию. Учение Т. Г. было прогрессивным для этого времени т.к. фил рассм
гос-во, как естеств-е установление , как аппарат насилия, а не как нечто
божественное.
С учением
Гоббса о гос-ве во многом был согласен Спиноза. Он тоже рассматривает 2 сост:
-естесвенное
-политеческое
Гос- во
появляется из потребностей людей в мире. В отл от Т.Г. высшей формой власти
Спиноза считает демократическое проявление. Свое собст-ое учение о гос-ве
разв(р) Дж. Локк. По его мнению гос- во возникает там , где своб-е люди отаз-ся
от природного права самазащиты и предост-т это право обществу в целом. Цель
образ гос-сопр-е своб и собств, преобретенной трудом.
Зкадачи гос.
Власти:
-создать законы
-наказать
нарушителей права
-защищать граждан
от внешн., нападения.
Гос власть
делиться на законад-ю и иполнительную.
Если общий порядок
и строй не могутсоздать условие для граждан, то такой строй сами люди должны
заменирь на другой.
Немецкая
классическая философия
Философское учение
Канта
Кант (1724-1804) в
г. Кеникзберг, в семье простого ремесленика. С детства обладал блестящей
способностю к учебе, но имел слабое здоровье. В 16 лет поступил в университет.
Изучал латынь, богословие,, филологгию, рим поэзию и обратился к физике,
математике. После окочания университета 9 лет работал учителем. С 1755 начал
преподавать в университете и в первый же год читает лекции по логике,
математике, естествознанию и метофизике. Потом по географии, этике, общ
истории, механике, антропологии.
В 46 лет стал
заведующим кафедры. Избирается деканом. Был ректором. В 1797 ушел в отставку. В
фил творчестве канта выделяют два периода:
До критический
(1746-1769
Критический
(1770-1797)