Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта, страница 17

    Учение о монадах положило отпечаток на теорию познания Лейбница. Перцепция для него- бессознательное сознание, абперцепция- появление сознания(осознание внутр. «Я»), а перцепцию он называет рефлексией, а появл. рефлексии означает способность к познанию. Лейбниц согласен с эмпириками , что для познания необход. чувство. В то же время чувства по его мнению не дают достоверного и необходимого знания. Такое знание может дать только . Поэтому Лейбниц соединяет рационализм и эмпиризм.

    Лейбниц пишет, что «в уме нет ничего, что бы не было ранее в ощущениях, за исключением самого ума». Лейбниц признает некоторые врожденные идеи, но они сущ. задатки ума, как возможность, кот. можно реализовать. Лейбниц разраб. учение о 2-х видах истины: истинах факта и истинах разума, истины факта открыв. нам через деят органов чувств, это наши знания о мире, в осн. вероятностные . Истины разума отыскиваются через деятельность ума без обращения к опыту. Эти знания необходимы и всеобщи по своему характеру. Высш. монада –БОГ- обладает знанием в форме истины разума.

6. Томас Гоббс.

    Наиболее яркое отражение соц фил-ия нашла в творчестве английского материалиста Томаса Гоббса, в учении Спинозы и Локка. Т Гоббс(1588-1679) учился в Оксф. Университете . Изучил номинализм и логику, занимался матем, и фил-ией. Главное его произведение-«Невлафан»- чудовище. Главный интерес его – вопросы теории общ-ва и гос-ва. Гоббс., гос-во рассматривается как сложное образование, разделяет его на эл-ты, а их объясняет простейшими законами природы. Он рассматривает 2 сост. человеч., общ-ва:

-естественное

-гражданское

    Естеств сост- война всех против всех , т.е. люди руководствуются природным законом самосохранения, каждый имеет право на все, но нужно отказаться от этого права- искать мира и это можно сделать по средствам договора , заключение которого означает уже гражд-е общество. Наиболее соверш формой гос-ва он счит абсолютную монархию. Учение Т. Г. было прогрессивным для этого времени т.к. фил рассм гос-во, как естеств-е установление , как аппарат насилия, а не как нечто божественное.

    С учением Гоббса о гос-ве во многом был согласен Спиноза. Он тоже рассматривает 2 сост:

-естесвенное

-политеческое

    Гос- во появляется из потребностей людей в мире. В отл от Т.Г. высшей формой власти Спиноза считает демократическое проявление. Свое собст-ое учение о гос-ве разв(р) Дж. Локк. По его мнению гос- во возникает там , где своб-е люди отаз-ся от природного права самазащиты и предост-т это право обществу в целом. Цель образ гос-сопр-е своб и собств, преобретенной трудом.

Зкадачи гос. Власти:

-создать законы

-наказать нарушителей права

-защищать граждан от внешн., нападения.

Гос власть делиться на законад-ю и иполнительную.

Если общий порядок и строй не могутсоздать условие для граждан, то такой строй сами люди должны заменирь на другой.

Немецкая классическая философия

Философское учение Канта

Кант (1724-1804) в г. Кеникзберг, в семье простого ремесленика. С детства обладал блестящей способностю к учебе, но имел слабое здоровье. В 16 лет поступил в университет. Изучал латынь, богословие,, филологгию, рим поэзию и обратился к физике, математике. После окочания университета 9 лет работал учителем. С 1755 начал преподавать в университете и в первый же год читает лекции по логике, математике, естествознанию и метофизике. Потом по географии, этике, общ истории, механике, антропологии.

В 46 лет стал заведующим кафедры. Избирается деканом. Был ректором. В 1797 ушел в отставку. В фил творчестве канта выделяют два периода:

До критический (1746-1769

Критический (1770-1797)