Проблема добра
и зла. В
космосе зла нет. Бог не может быть источником зла. Откуда же оно? Главный
признак существования человека - его способность мыслить. Благие идеи, сталкиваясь
с материей, искажались и реализовались в действительности с изъяном, - отсюда
зло и чувство неудовлетворенности. Зла на самом деле нет - аспект мыслей
человека, его неудовлетворенность, субъективное понятие. "Зло -
отсутствие добра" (недостаточность его).
Три уровня зла:
1.метафизико-онтологический, 2.моральный, 3.физический.
1.) Исх.
положение: зла в космосе нет. По отношению к Богу есть разные степени бытия в
зависимости от конечности вещей и различного уровня их ограничения. Этот уровень
ограничения и есть некая недостаточность.
2) Моральное зло –
это грех, кот. исходит от порочной воли, когда душа высшему благу предпочитает
благо низшее.
3) Физическое зло
– это болезнь, страдания смерть, душевные муки – следствие первородного греха.
Проблема соотношения
души и тела:
душа вечна, разумна, неповторима, нематериальна. Ее свойства (функции): мысли,
память, воля. Душа у Августина разумна и более значима. Тело находится при душе
человека, она им управляет.
Проблема
соотношения веры и разума: Вера и разум связаны между собой, они стимулируют друг друга.
Вера по Августину – "мыслить с одобрением". Без мысли нет никакой
веры, и наоборот, разумное понимание никогда не исключает веру, но цементирует
ее посредством максимального прояснения. “Сначала верь, а затем понимай” -
девиз Св. Августина. В душе можно найти все ответы, которые недоступны
рациональному познанию, хотя конечно не все. Высшее качество человеческой души
- стремление к Богу.
Проблема
истории.
Пытался определить общие закономерности в истории. Существуют 6 этапов истории,
как человеческой жизни + 6 дней творения мира Богом. 1) Творение, Адам и Ева –
начало истории; .... 6) пришествие Христа на Землю – длится по сей день. Бог
заранее предопределил человеческую историю. У истории есть начало и есть
конец. Этапы: 1.младенчество, 2.детство, 3.отрочество, 4.юность, 5.зрелость,
6.старость.
Схоластика:
ранняя, зрелая, поздняя. Фома Аквинский – центр фигура схол фил. Полемика
реализма полипализма.
В эпоху
средневековья в Европе строится образовательная система на основе университетов.
Образование было очень длительным и состояло из нескольких ступеней. Основной
упор на гуманитарный цикл, теологию. В университете изучают античную диалектику
- как метод и инструмент исследования. Диалектику используют как инструмент
спора о религиозных догматах.
В 10-12 в.в.
складывается философское направление - схоластика (от лат. - школа). Пыталась
оправдать вероисповедальную форму христианства средствами чел. разума. Огромную
роль сыграл Ансельм Д'Аоста (Кептерберийский) - 1033 - 1109гг. Его учение часто
называют рационализированным августинизмом (“Второй Августин”). Источником
бытия явл. идеи и мысли Бога. Главное – верить, а понимание и наука - это вторично.
В основе бытия лежат всеобщие понятия -универсалии, они всегда первичны,
следовательно они и есть единственно реально существующие, благодаря им сущ.
все вещи.
Противник - франц.
теолог Росцелин - оформляет номинализм. Считал, что настоящим существом
обладает лишь конкретная, единичная вещь - первичны, а универсали лишь имена,
они вторичны. Номинализм (лат. - имена).
Реализм - бог
един, но он проявл. в 2-х ипостасях.
Номинализм - 3
бога - что являлось ересью даже Росцелин был вынужден отказаться.
В результате была
принята точка зрения реалистов.
Кентерберийский
серьезно подошел к доказательству бытия бога. У него есть априорное (из
предшествующего - аксиома) и апостериорное (из последующего - опыт) толкования
бытия Бога. Апостериорное доказательство: отправной пункт - стих из библии об
отказе безумца от сущ. Бога: безумец сказал: "Нет Бога". Но даже если
он называет это имя, и признает тем самым его существование.
Т.о. спор
реализма и номинализма основан на определениях всеобщего и частного (общего
и единичного), но все сводилось к религиозным догматам. Спор р. и н. – предвосхищение
спора материалистов и идеалистов.