Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта, страница 3

Йога (пер- сосредоточение) – гл цель –освобождение человека от жизн страданий. Верят в бога, поклоняются ему. Мир иллюзорен, реален только бог Атман, поэтому задача йоги выполнять разл предписания, освободиться от чувств, сосредоточиться на боге, выполнять разл упражнения и тем самым скорее слиться с богом.

Ньяйа: учение о познании мира. Близка к материализму, не признают бога творца мира. Мир сущ реально независимо от богов. Познать мир можно через восприятие, лог вывод, с помощью сравнения. Если этого недостаточно, то источником знаний могут служить авторитетные Веды. В этике ставят ту же задачу: освободить чел от страдания, выйти из круга сансары. В последствии в учение проникли элементы идеализма  и религии.

Вайшешика: 6-5 в до н.э. Канада- основатель. Учение о бытие и теории познания, затем прибавилась логика. Цель познания: освободить чел от страданий. Путь к освобождению лежит через познание реальности. Реальный мир состоит из вещей, которые в свою очередь состоят из субстанций, таких как вода, воздух, земля, эфир, свет, а физические элементы состоят из неделимых вечных атомов. Атомы нельзя непосредственно воспринимать. Мы узнаем об их сущ путем лог выводов. Атомы обладают качествами и свойствами. Свойства передаются от одного предмета к другому – они переходящие. В таких субстанциях как эфир, пространство, время, душа, движение нет никакого действия и быть не может. Вайшешики рассматривают такие категории как общее (всеобщее) и особенное. Общее существует реально, оно является сущностью любого предмета. Вместе с тем у предметов есть индивидуальные свойства – то, что принадлежит только данной субстанции – это и есть особенное (вечны). В дальнейшем некоторые мыслители этой школы высказывали уже нематериалистические взгляды: в частности они что все атомы подчиняются высшему существу, что мир наделен мировой душой, что освободиться от страданий чел может, освободиться только когда разрушится мир, сост из атомов, соед данным образом. В этой школе высказывались религиозные взгляды: атомы по-прежнему считали основой мира и его материальной причиной, а действенной причиной стали считать бога.

Предфилософия Китая.

Делится на 6 периодов:

Шань- Инь: 18 в до н.э.- 12 в до н.э.

Чжоу- западное Чжоу: 12-8 в до н.э.

Чжоу- восточное Чжоу-Лего

Чжоу- восточное чжоу-чижаньго

Цинь: 3-2 в до н.э.

Хань: п.2 до н.э.-2 в н.э.

Восточные гос деспотичные. Китайский Император главный жрец, владелец всего. Простые люди – Шужень. Средний слой наследственные наследники, аристократия.

    Развита Древне-Китайская мифология:

1 версия: Мир первоначально был первобытным хаосом. Затем был упорядочен двумя силами: Инь и Хань.

2 версия: Таньгу (гигантский первочеловек) появившись из космического яйца создал мир из разных частиц своего тела. Древне китайская фил особо почитает небо – тянь. На небе живет небесный правитель Шань-Ди, на земле Тянь-Дзы. Появляются представления о Ян-ци и Инь-ци; Дао- путь, закон, судьба, принцип, закон мироздания, личная судьба, личный путь. Со временем складываются традиции (ли). На основе ритуала ли возникает ритуал – сяо – почитание родителей и остальных старших чужих. Ритуал Ди – почитание старшего брата. Жэнь – человеколюбие, гуманность.

    Сложилась система литературы. Изучение с 5 лет. 5 книг – основа образования – «у-цзин»: объясняли ритуалы, поклонения, рассказывалось обо всем (1-ая – Книга песен, 2-ая – История Китая, 3-ая – Книга перемен, 4-ая – Книга обрядов, 5-ая - Летопись).

Древний памятник культуры - китайская классическая “Книга перемен” (“Ицзин”). Состоит из канонического текста и комментариев. Представляет собой книгу для гаданий. Основа книги - гексаграммы из сплошных и прерывистых линий, по б линий в каждой. Содержит 64 гексаграммы. Философские комментарии к книге перемен называются сицы-чжуань. Основная мысль книги: все явления изменчивы, имеют динамический характер. Все в природе имеет два начала ян и инь, их взаимодействие порождает все существующее.