Йога (пер-
сосредоточение) – гл цель –освобождение человека от жизн страданий. Верят в
бога, поклоняются ему. Мир иллюзорен, реален только бог Атман, поэтому задача
йоги выполнять разл предписания, освободиться от чувств, сосредоточиться на
боге, выполнять разл упражнения и тем самым скорее слиться с богом.
Ньяйа: учение о
познании мира. Близка к материализму, не признают бога творца мира. Мир сущ
реально независимо от богов. Познать мир можно через восприятие, лог вывод, с
помощью сравнения. Если этого недостаточно, то источником знаний могут служить
авторитетные Веды. В этике ставят ту же задачу: освободить чел от страдания,
выйти из круга сансары. В последствии в учение проникли элементы идеализма и
религии.
Вайшешика: 6-5 в
до н.э. Канада- основатель. Учение о бытие и теории познания, затем прибавилась
логика. Цель познания: освободить чел от страданий. Путь к освобождению лежит
через познание реальности. Реальный мир состоит из вещей, которые в свою
очередь состоят из субстанций, таких как вода, воздух, земля, эфир, свет, а
физические элементы состоят из неделимых вечных атомов. Атомы нельзя
непосредственно воспринимать. Мы узнаем об их сущ путем лог выводов. Атомы
обладают качествами и свойствами. Свойства передаются от одного предмета к
другому – они переходящие. В таких субстанциях как эфир, пространство, время,
душа, движение нет никакого действия и быть не может. Вайшешики рассматривают
такие категории как общее (всеобщее) и особенное. Общее существует реально, оно
является сущностью любого предмета. Вместе с тем у предметов есть
индивидуальные свойства – то, что принадлежит только данной субстанции – это и
есть особенное (вечны). В дальнейшем некоторые мыслители этой школы высказывали
уже нематериалистические взгляды: в частности они что все атомы подчиняются
высшему существу, что мир наделен мировой душой, что освободиться от страданий
чел может, освободиться только когда разрушится мир, сост из атомов, соед
данным образом. В этой школе высказывались религиозные взгляды: атомы
по-прежнему считали основой мира и его материальной причиной, а действенной
причиной стали считать бога.
Предфилософия
Китая.
Делится на 6
периодов:
Шань- Инь: 18 в до
н.э.- 12 в до н.э.
Чжоу- западное
Чжоу: 12-8 в до н.э.
Чжоу- восточное
Чжоу-Лего
Чжоу- восточное
чжоу-чижаньго
Цинь: 3-2 в до
н.э.
Хань: п.2 до
н.э.-2 в н.э.
Восточные гос
деспотичные. Китайский Император главный жрец, владелец всего. Простые люди –
Шужень. Средний слой наследственные наследники, аристократия.
Развита
Древне-Китайская мифология:
1 версия: Мир
первоначально был первобытным хаосом. Затем был упорядочен двумя силами: Инь и
Хань.
2 версия: Таньгу
(гигантский первочеловек) появившись из космического яйца создал мир из разных
частиц своего тела. Древне китайская фил особо почитает небо – тянь. На небе
живет небесный правитель Шань-Ди, на земле Тянь-Дзы. Появляются представления о
Ян-ци и Инь-ци; Дао- путь, закон, судьба, принцип, закон мироздания, личная
судьба, личный путь. Со временем складываются традиции (ли). На основе ритуала
ли возникает ритуал – сяо – почитание родителей и остальных старших чужих.
Ритуал Ди – почитание старшего брата. Жэнь – человеколюбие, гуманность.
Сложилась
система литературы. Изучение с 5 лет. 5 книг – основа образования – «у-цзин»:
объясняли ритуалы, поклонения, рассказывалось обо всем (1-ая – Книга песен,
2-ая – История Китая, 3-ая – Книга перемен, 4-ая – Книга обрядов, 5-ая -
Летопись).
Древний памятник
культуры - китайская классическая “Книга перемен” (“Ицзин”). Состоит из
канонического текста и комментариев. Представляет собой книгу для гаданий.
Основа книги - гексаграммы из сплошных и прерывистых линий, по б линий в каждой.
Содержит 64 гексаграммы. Философские комментарии к книге перемен называются сицы-чжуань.
Основная мысль книги: все явления изменчивы, имеют динамический характер. Все в
природе имеет два начала ян и инь, их взаимодействие порождает все существующее.