Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта, страница 5

Фа-цзя: по европейски – легизм. Основатель ученик Сунь-Цзы – Хань-Фэй-Цзи. Законники противопоставляли себе конфуцианству и даосизму.  Ритуал они заменили законом. Отказывались от убеждений и нравственного примера, заменив их правовым принуждением и наказанием. Государь не отец а деспот. Государство – бездушная машина. Поставили цель насильственного объединения Китая. Главное значение – земледелие и война: на них должно опираться государство. Философию упразднила, уничтожили разномыслие, все упростили. Хань-Фэй использовал учение Сунь-цзы о злой природе человека. Считал, что природу человека изменить нельзя, можно только пресечь наказание. Философия вредна. Интерпретировал учение о Дао. Дао – юридический закон, которому подчиняется небо, люди, вещи. Не подчиняется Дао только правитель – он сам подобен Дао. Сила правителя в строгом соблюдении законов и наказаний. Если жестоко карать за  мелкие поступки, больших не будет. Положительные элементы: выдвинули концепцию равных возможностей, ввели систему круговой поруки и круговой ответственности.

Древне-Греческая философия.

Возникновение о общая характеристика др-гр философии.

Милетская философия и ее особенности.

Диалектика и материализм Гераклита.

 Элейская школа. Ксенофан и его критика религии. Учение Парменида о бытии. Апории Зенона.

Софисты: человек мера всех вещей.

Возникновение о общая характеристика др-гр философии.

Очень большую роль в становлении др-гр философии сыграли так называемые 7 мудрецов. В Элладе составляли списки мудрецов. Они везде были разные, но первым всегда был Фалес. Время деятельности 7 мудрецов – конец 7 – начало 6 в. В 6 веке Эллада вступает в век железа. Ремесло отделяется от земледелия. Развиваются различные полисы – города- государства. В их состав входили и прилегающие сельские местности. Начинают развиваться товарно-денежные отношения. Мудрость 7 мудрецов нельзя отнести ни к мифологии, ни к науки – это было обыденное житейское знание, появившееся в мудрых изречениях и поговорках, афоризмах. Эти знания стали одним из источников формирования философии. На них основе сложились первые, еще наивные, но уже не мифологические взгляды и знания.

    «Меру во всем соблюдай» (Гесиод), «Не позволяй своему языку опережать твой разум» (Хилон), «Говори к месту» (Беант).

    Философия возникла в греческих полисах на рубеже 7-6 в до н.э., сначала в Малой Азии, затем в Ионии (современная Анталия), затем в греческих городах южной Италии и Сицилии, и в 5 веке до н.э. в Греции – Афинах. Расцвет греческой философии 6-5 в до н.э. Древнегреческая философия была наивной, материалистической, стихийно-диалектической и созерцательной. Начиналась др-гр философия, как натур философия (физико философия). Греки усвоили знания восточных народов (особенно вавилонян, египтян, финикийцев) – математику, геометрию, систему мер, географию.

    Греческая философия зародилась не как специальное философское знание, а как научное, единое знание, естественнонаучное, медицинское и математическое. Только в 3 в до н.э. некоторые знания обособляются в отдельные отрасли. Древнегреческая философия – первая форма диалектической философии. В ней в зародышевой форме возникают почти все позднейшие типы мировоззрений. Зарождаются 2 направления: материализм и идеализм, борьба между которыми составляет основное содержание философского развития. Возникают два метода мышления и отношения к окружающему миру: диалектика и метафизика.

Милетская философия и ее особенности.

Первые философские учения возникают в Ионии, в городе Милете. Здесь с конца 7 – конца6 вв. до н.э. жили три мыслителя, представлявшие Миленсую философскую школу: Фалес и его ученики.

    Милетские философы задались вопросом: «Откуда все возникает и во что все превращается». Искали первооснову, первовещество. Занимались астрономией, математикой, физикой, конструировали различные приборы. В целом их взгляды были материалистичны.