Фа-цзя: по
европейски – легизм. Основатель ученик Сунь-Цзы – Хань-Фэй-Цзи. Законники
противопоставляли себе конфуцианству и даосизму. Ритуал они заменили законом.
Отказывались от убеждений и нравственного примера, заменив их правовым
принуждением и наказанием. Государь не отец а деспот. Государство – бездушная
машина. Поставили цель насильственного объединения Китая. Главное значение –
земледелие и война: на них должно опираться государство. Философию упразднила,
уничтожили разномыслие, все упростили. Хань-Фэй использовал учение Сунь-цзы о
злой природе человека. Считал, что природу человека изменить нельзя, можно
только пресечь наказание. Философия вредна. Интерпретировал учение о Дао. Дао –
юридический закон, которому подчиняется небо, люди, вещи. Не подчиняется Дао
только правитель – он сам подобен Дао. Сила правителя в строгом соблюдении
законов и наказаний. Если жестоко карать за мелкие поступки, больших не будет.
Положительные элементы: выдвинули концепцию равных возможностей, ввели систему
круговой поруки и круговой ответственности.
Древне-Греческая
философия.
Возникновение о
общая характеристика др-гр философии.
Милетская
философия и ее особенности.
Диалектика и
материализм Гераклита.
Элейская школа.
Ксенофан и его критика религии. Учение Парменида о бытии. Апории Зенона.
Софисты: человек
мера всех вещей.
Возникновение о
общая характеристика др-гр философии.
Очень большую роль
в становлении др-гр философии сыграли так называемые 7 мудрецов. В Элладе
составляли списки мудрецов. Они везде были разные, но первым всегда был Фалес.
Время деятельности 7 мудрецов – конец 7 – начало 6 в. В 6 веке Эллада вступает
в век железа. Ремесло отделяется от земледелия. Развиваются различные полисы –
города- государства. В их состав входили и прилегающие сельские местности.
Начинают развиваться товарно-денежные отношения. Мудрость 7 мудрецов нельзя
отнести ни к мифологии, ни к науки – это было обыденное житейское знание,
появившееся в мудрых изречениях и поговорках, афоризмах. Эти знания стали одним
из источников формирования философии. На них основе сложились первые, еще
наивные, но уже не мифологические взгляды и знания.
«Меру во всем соблюдай»
(Гесиод), «Не позволяй своему языку опережать твой разум» (Хилон), «Говори к
месту» (Беант).
Философия
возникла в греческих полисах на рубеже 7-6 в до н.э., сначала в Малой Азии,
затем в Ионии (современная Анталия), затем в греческих городах южной Италии и
Сицилии, и в 5 веке до н.э. в Греции – Афинах. Расцвет греческой философии 6-5
в до н.э. Древнегреческая философия была наивной, материалистической,
стихийно-диалектической и созерцательной. Начиналась др-гр философия, как натур
философия (физико философия). Греки усвоили знания восточных народов (особенно
вавилонян, египтян, финикийцев) – математику, геометрию, систему мер,
географию.
Греческая
философия зародилась не как специальное философское знание, а как научное,
единое знание, естественнонаучное, медицинское и математическое. Только в 3 в
до н.э. некоторые знания обособляются в отдельные отрасли. Древнегреческая
философия – первая форма диалектической философии. В ней в зародышевой форме
возникают почти все позднейшие типы мировоззрений. Зарождаются 2 направления:
материализм и идеализм, борьба между которыми составляет основное содержание
философского развития. Возникают два метода мышления и отношения к окружающему
миру: диалектика и метафизика.
Милетская
философия и ее особенности.
Первые философские
учения возникают в Ионии, в городе Милете. Здесь с конца 7 – конца6 вв. до н.э.
жили три мыслителя, представлявшие Миленсую философскую школу: Фалес и его
ученики.
Милетские
философы задались вопросом: «Откуда все возникает и во что все превращается».
Искали первооснову, первовещество. Занимались астрономией, математикой,
физикой, конструировали различные приборы. В целом их взгляды были
материалистичны.