Христ
распространяясь, нуждалось в обосновании своих осн постулатов. На осн этого
стала складываться теология (теория христ веры) или религ фил. Теология
возникла как синтез иудейско-христ мифологии и античной греко-рим фил.
Непосредственным предшественником христ фил стал Филон Александрийский (25 до
н.э.–50 гг н.э. ). Его идеи и фил понятия становятся ангелами и демонами, Логос
– сын божий, Яхве – высшие единство, единое как таковое.
Апологетика
и патристика.
Образ христ
выступили, как защитники новой религии и апологемы. Они вынуждены были
использовать достижения античной фил для защиты христ. И хотя апологеты не
пользовались большим успехом они сот основу формирования христ теологии и
религии фил.
Выдел 2 осн этапа
средн век религ фил:
Патристика (патер-
отец) – учение отцов церкви. Ее представители священники высоких рангов. Это
период раннего средневековья.
Схоластика –
зрелое средневековье. Она развивается в университетах.
Период патристики.
Выделяют Допикейскую патристику и Послепикойскую миологию. В 325 сост Никейский
собор на кот был сформулирован и утвержден символ веры, как основа и исток
христ. Допекейская патристика – теология христ гонимая церквью. 324 христ
окончательно было признано Константинополем. Послепикейская теология -
официальное христ учение. Среди представителей допикейской патристики с ант фил
складывается основные сложные откания. Один из ранних патристов Флавий Иустин
считал, что все лучшее фил взяли от Моисея и пророков, но это о лишь семена
истины, а не сама истина. Сама она истины Логос – это Христос. Другой
представитель Допикейской патристики Татиан. Ярый враг ант культуры и фил. Он
считал, что христ и ант непримиримы. Внутри самой патристики противост друг
другу враги и друзья ант фил. Особенно ярко это противостояние видно в
сравнении двух современников Терпиана и Клемента. Тертуллиан жил в Риме, писал
на латыни, крайне осторожно отн к фил, провозгласил несовместимость фил и веры известным
выражениям «Верую ибо абсурдно». Клемент жил в Александрии, писал по гречески.
Он не считае фил врагом христ. Фил – это введение к истокам христ. Фил знание
должно служить совершеннственно христ веры, кот выше всякого знания и служит
его завершением.
Еще один мыслитель
Ариген исходил из того, что между откровением (верой) и фил (разумом) возможно
согласие.
Важнейшим из
зап отцов церкви был Аврелий Августин (345-430). Труды А оказали наибольшее
влияние на зап Евр фил средневековья. А родился в север Африке в зажиточной
семье.
Св. Августин –
главный теоретик христианства. Образование в обл. риторики. Отец – язычник,
мать – христианка. Любил читать Цицерона. 4-6 в. н.э. - торжество христианства
в Европе. Св. Августин (354-430 гг н.э.) родился в Сев. Африке г. Тагаста назван
третьим учителем Запада, (1-й Св. Амбросий, 2-й Св. Иеранин). Проблема: бог и
мир. Делает выводы: до существования мира был Бог, который в результате своей
воли за 6 дней создал мир - идея крецианизма (творения). Идеи Св. Августин
строит на теориях Платона и неоплатоников. Бог посылает идеи из вечного мира в
мир реальный. Они возвращаются в копии, которые недостаточны и бренны. Эти
идеи лежат в основе онтологии (учение о бытие) св. Августина. Св. Августин был
агностиком - человеческому разуму недоступны вечные идеи. Лишь по желанию Бога
они могли быть доступны людям - идея откровения - лежит в основе гносеологии и
патристики.
Произведения –
"О троице" (о Боге), "О граде Божием" (об истории),
"Исповедь" (о человеке).
Проблема творения. Одна реальность может
породить другую только тремя способами: 1.генерация (характерно для мира
людей), 2.фабрикация (тоже), 3.креация (относится к миру в целом). Космос явно
был порожден из ничего – это был дар Божий.
Бог вечен, дал
время людям. "Если никто не спрашивает, что такое время, я это понимаю, но
вопрос об этом ставит меня в тупик." Время - лишь свойство разума человека,
аспект его мыслей, субъективная форма восприятия действительности
сознания. Прошлое, будущее – аспекты нашей мысли . Есть только настоящее.
Понятие времени = способность регламентировать действительность.