Философия, круг ее проблем и роль в обществе. Философия Древней Индии и Китая. Философские воззрения Г. Лейбница. Теория познания Канта, страница 20

Понятие тело не заключ-т в себе с необл-тью такой признак, как тяжесть. Синтет-е сужд-я –это приращивающиеся знания. Их Кант делит на : апостериорные и априорные. Поскольку «чистый» разум не способен постигать мир вещей в себе Кант считал, что чел должен уповать на «практ» разум, под кот К понимал учение о нравственности или этику. Как сущ нравственное, чел свободен и не подчиняется жестокой необходимости царящей в мире явлений, в мире природы. В основе любых нравственных оценок лежит категор императив – основной закон этики Канта. Императив имеет форму повеления, заповеди, безусловности и обязательности для всех людей. Категор императив Кант формулирует «поступай так, чтобы осн принцип твоей воли во всякое время могла бы служить принципом всеобщейзаконодательства». Этот принцип носит отвлеченный характер. Ему могут соответствовать самые различные требования и поступки. На основе категор императив Кант разработал императив «практический»: «Поступай так, что бы человечество в твоем лице так же, как и в лице каждого другого непременно употреблялась ак цель и никогда, как средство». Эти положения выражают гуманные принципы, имели прогрессивное значение для своего времени. Кант – одна из ключевых фигур в мировой фил мысли. Гегель справедливо считал, что в учении Канта происходит переход к новейшей философии.

2. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Родился в г. Штудрард, в семье богатого крупного чиновника. Получил прекрасное образование. Изучил историю, литературу, математику, педагогику, др. лат и греч языки. Закончил гимназию и Тюбличенский университет сразу по двум специальностям. Несколько лет работал домашним учителем. С 1801 начал преподавать в различных университетах. В Гейденбергском университете выступил с докладом, кот оценивал прусскую империю как гос-во, построенное на разумных началах. В 1818 по приглашению одного из министров Гегель прибыл в Берлин, занял должность профессора фил и стал официальным идеологом государства. В это время появляются консервативные стороны в его учении. Гегель читал лекции по фил, логике, антропологии, психологии, эстетике и праву. В 1829-1830 был ректором Берлинского университета. Летом 1831 в Германии распространилась эпидемия холеры и в ноябре 1831 Гегель умер.

Основной вопрос фил Гегель решал с позиции объективного идеализма. Он считал первичным некий мировой дух, кот вечен и божественен. Природа вторична, производна от духа. Гегель использовал термины «Абсолютная идея», «Божественное сознание». Гегельский мировой дух – абстрактное понятие абсолютизированное и изображенное в виде отдельной самостоятельной сущности. Положено в основу природных и общественных явлений. Абсолютная идея находится не вне мира, а в нем самом т.е. она является внутренне присуща миру духовной основой. Фил Гегеля двойственна, противоречива, компромиссна. В ней можно выделить две стороны: диалектический метод и консерв метофиз сист. Прогрессивная сторона фил Гегеля- учение о развитии. Консерв система отрицала разв в объект действ, объявляла ее порождением абсолютного духа, кот и развивается. Г высказал догадку о противоречии, как движ силе развития. Однако его диалектика – это диалектика понятия. Природа – это инобытие духа. Она пассивна, а ду активен. Фил сист Г состоит из 3-х частей:

1. Логика (рассматривает диалектику понятий)

2. фил природы (это умозрительная натур фил, рассм природу с позиции идеализма)

3. фил духа (это вопросы общ жизни – этика, эстетика, право, политика, религия)

Гегель рассматривает в логике самодвижущуюся абсолютную идею. Это движение понятий. Он высказал мысль о движении, как о саморазвитии, хотя это развитие идеи, а не природы и общ. Понятие развития во взаимосвязи Гегель рассматривал понятия качества и количества. Развитие мира духа в области бытия происходит через смену понятий кол-ва, мира, качество. Они рассм, как оторванные от природы понятия, ставшие самостоятельными сущностями.

Гегель высказал идею связи понятий друг с другом, их развитии и взаимоперехода. Также он говорил о том, что движение понятий происходит тогда скачками т.е. эволюционное развитие сменяется революционным.

Гегель высказал идею о противоречии, как источнике и принципе развития. Сущность сначала выступает как тождество различных определенностей, затем в этом тождестве обнаруживаются различия перерастающие в противоположность и наконец возникает противоречие.

Гегель также рассматривал вопрос об отриц, как моменте развития. Здесь также схема отриц в развитии понятий – триада т.е. тезис -=-  антитезис – отриц тезиса – тезис 1.