2. Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831). Родился в г. Штудрард, в семье богатого крупного чиновника. Получил прекрасное образование. Изучил историю, литературу, математику, педагогику, др. лат и греч языки. Закончил гимназию и Тюбличенский университет сразу по двум специальностям. Несколько лет работал домашним учителем. С 1801 начал преподавать в различных университетах. В Гейденбергском университете выступил с докладом, кот оценивал прусскую империю как гос-во, построенное на разумных началах. В 1818 по приглашению одного из министров Гегель прибыл в Берлин, занял должность профессора фил и стал официальным идеологом государства. В это время появляются консервативные стороны в его учении. Гегель читал лекции по фил, логике, антропологии, психологии, эстетике и праву. В 1829-1830 был ректором Берлинского университета. Летом 1831 в Германии распространилась эпидемия холеры и в ноябре 1831 Гегель умер.
Основной вопрос фил Гегель решал с позиции объективного идеализма. Он считал первичным некий мировой дух, кот вечен и божественен. Природа вторична, производна от духа. Гегель использовал термины «Абсолютная идея», «Божественное сознание». Гегельский мировой дух – абстрактное понятие абсолютизированное и изображенное в виде отдельной самостоятельной сущности. Положено в основу природных и общественных явлений. Абсолютная идея находится не вне мира, а в нем самом т.е. она является внутренне присуща миру духовной основой. Фил Гегеля двойственна, противоречива, компромиссна. В ней можно выделить две стороны: диалектический метод и консерв метофиз сист. Прогрессивная сторона фил Гегеля- учение о развитии. Консерв система отрицала разв в объект действ, объявляла ее порождением абсолютного духа, кот и развивается. Г высказал догадку о противоречии, как движ силе развития. Однако его диалектика – это диалектика понятия. Природа – это инобытие духа. Она пассивна, а ду активен. Фил сист Г состоит из 3-х частей:
1. Логика (рассматривает диалектику понятий)
2. фил природы (это умозрительная натур фил, рассм природу с позиции идеализма)
3. фил духа (это вопросы общ жизни – этика, эстетика, право, политика, религия)
Гегель рассматривает в логике самодвижущуюся абсолютную идею. Это движение понятий. Он высказал мысль о движении, как о саморазвитии, хотя это развитие идеи, а не природы и общ. Понятие развития во взаимосвязи Гегель рассматривал понятия качества и количества. Развитие мира духа в области бытия происходит через смену понятий кол-ва, мира, качество. Они рассм, как оторванные от природы понятия, ставшие самостоятельными сущностями.
Гегель высказал идею связи понятий друг с другом, их развитии и взаимоперехода. Также он говорил о том, что движение понятий происходит тогда скачками т.е. эволюционное развитие сменяется революционным.
Гегель высказал идею о противоречии, как источнике и принципе развития. Сущность сначала выступает как тождество различных определенностей, затем в этом тождестве обнаруживаются различия перерастающие в противоположность и наконец возникает противоречие.
Гегель также рассматривал вопрос об отриц, как моменте развития. Здесь также схема отриц в развитии понятий – триада т.е. тезис -=- антитезис – отриц тезиса – тезис 1.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.