1. Древнеиндийская философия: веданта, йога, буддизм.
Социальная структура общества: Пуруша - модель человеческого общества с социальной иерархией, проявлявшейся в делении на касты (варны) по профессиональному признаку: жрецы (брахманы) - изо рта; воины (кшатрии) - из рук; торговцы (байшья) - из бедер; слуги (шудры) - из ступеней.
Брахманизм ассимилировал племенные верования и обычаи, сохранил ведический ритуал, зафиксированный в 4-х самхитах, или Ведах (веда - знание), - сборниках гимнов в честь богов:
Ригведа (гимны богам), самоведа (формы жертвоприношений), обхаведа (книга заклинаний). К каждой веде возникали позднее комментарии - Брахманы; еще позднее - Араньяки (“лесные книги” для отшельников); наконец - Упаншиады - (от “сидеть около ног учителя”), - тайное учение для высших каст.
Понятия и концепции древнеиндийской философии.
Аскетизм проповедовался большинством школ древнеиндийской философии.
Сансара – концепция круговорота жизни и переселения душ. После сожжения тела душа переселяется в другой субъект – животное и т.д.
Карма - закон воздаяния, - по результату суммы добрых и злых дел душа будет переселяться вверх или вниз по кастам.
Брахман - (дух святой) - духовный абсолют
Атман - “высшая душа человека”, - часть брахмы.
Мокша - освобождение от круга перерождений, из кармы, - высшая цель ценностей, слияние атмана с брахманом.
Питерьяна - путь отцов.
Девояна - путь богов.
Махабхарата - особая эпическая поэма филосовского содержания.
Бхагавадгита - религиозно-филосовское наставление Кришны (земное воплощение бога Вишну), часть наставления (“шивы”)
Филосовские школы индуизма возникают с 6 в. до н.э.
Существует 9 основных школ, делятся на две группы:
1. ортодоксальные (астика) или даршан - веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика - разрабатывали концепцию Вед.
2. неортодоксальные (кастика) – джайнизм, буддизм, чарвака-локаята - частично или полностью отрицали Веды
Буддизм Веданта (развитие Вед) (основатель Бадараяна) признает брахму - единственную сущую основу мира. Мир явлений вызван иллюзией (майя) - магическая сила, неотделимая от брахмы и исходящая от брахмана. Все, что нас окружает, - иллюзия. Причина иллюзий - незнание мира (авидья). Видья - знание мира, выход из круговорота рождений (чтение текста упанишад, медитация). Яркий представитель - Манхара.
Санкхья (число), основатель - Капила (ок. 7в до н э). Дуалистическое учение, присутствуют два начала: прокри-ти (энергия, материя) и пуруша (духовное начало). Разновидности санкхьи:
1. сешвара (санкхья с богом) - приоритет духа
2. нершивара (атеистическая санкхья) - дуалистическая, два начала не влияют др. на др.
Йога - разновидность санкхьи, основатель Патанджали. Техника йоги закл. в аскетизме (самоограничении) и медитации. Конечная цель йоги (филосовская) - освобождение от индивидуальной души, слияние ее с мировой душой (богом Брахмой), “река растворится в море”. Необходимо отвлечение от мира, сочувствие всем формам жизни, сожаление - основные этические принципы. Патанджали разработал восьмиричный путь йоги к освобождению:
1,2 ступени - нравственная подготовка, система запретов и положительных требований;
3,4,5 ступени - физические упражнения и дыхание;
Перевые пять ступеней - хатха-йога.
8 ступень - дисциплина ума “самадхи” (высшая).
Подступени 8 ступени:
18 - экстаз созерцания (осознание объекта, сосредоточение на объекте);
28 - нулевой экстаз (полное прекращение умственной деятельности - ловить промежуток между двумя мыслями)
З8 - махасаматхи (физическая смерть - конечная цель йоги), дух растворился в мировом духе.
Разновидность йоги: Раджа-йога (царств.) - восьмиричный путь; Хатха-йога (эмоциональное приобщение к божественному); Карма-йога; Крайо-йога; Агни-йога.
Джайнизм. Основатель – Джина ("великий победитель"). Материальное начало ниже дхивы (души). От кармы надо избавляться, т.к. к ней прилипает всякая гадость за грехи.
1. Все живое имеет душу – дхиву, убийство любого организма – грех. 2. Воздержание от лживости. 3. Воздержание от воровства. 4. Воздержание от своих слабостей. 5. Воздержание от привязанностей.
Завершающая форма аскезы – добровольная голодная смерть (по преданию Джина так и закончил).
Буддизм. Первоначально возникает как этико-философское учение. Основатель принц Гаутама Шакьямуни - Будда.
Будда покинул дворец после 4-х встреч: с калекой, со старцем, с похоронной процессией, с монахом-аскетом и начал жизнь аскета. Прозрение наступило после 6 лет сомнений и поисков. Гаутама стал просветленным - Буддой, ему открылись 4 истины (это основа буддизма):
1. жизнь есть страдание;
2. существуют причины возникновения страданий (жажда жизни, богатства, власти);
3. существует возможность избавления от страданий;
4. существует путь избавления от страданий.
Смерть не освобождает от страданий. Путь освобождения - уничтожение желаний (лозунг буддизма), это побеждает любую печаль и позволяет достичь Нирваны. Будда предлагает серединный путь, который избегает двух крайностей – погони за наслаждениями и аскетизма, сомосостязания,– чарвака-локаята и джайнизм. Восемь ступеней этого срединного пути: прав. вид, прав. речь, прав. усилие, прав. мысли, прав. образ мысли и т. д.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.