1) Пролог: до Петра 1 и XVIII в.- философии практически не было;
2) Период I - до создания самостоятельных систем: Х1Хв до 70-х гг.;
3) Период II - период самостоятельных систем: кон. Х1Х-ХХв (нач);
4) Период III - Советской философии: после 1917г.
Проблемы отечественной философии:
1. Проблема бытия (познание на втором месте)
2. Проблема синтеза философских учений
3. Проблема интуинтивизма
4. Моральные проблемы
5. Доверие к мистическому знанию, к религиозному опыту.
6. Интерес к вопросу о сверхчеловеческих духовных существах (софиология)
7. Интерес к космическим проблемам (русский космизм).
1. Григ. Сковорода (XVIIв) вносит новые идеи:
1) Идея особой роли народа; 2) Социальность.
Славянофилы: Киреевский (осн); Аксаковы (бр.); Самарин.
И.В. Киреевский (1806-1856) - основатель славянофильства. Идеализм самобытность русского народа; для России хар-н собственный путь развития.
Западники: Чаадаев, Станкевич, Герцен, Белинский.
П.Я. Чаадаев (1794-1856) - осн-ль западничества. Не нужно придумывать своего, надо "поглощать" западные знания и идти по пути развития Зап. Европы. Акцент на личности. Нет поступательного движения в развитии теперешней России. В конце жизни пересматривает свои позиции, разочаровавшись в западном "образе".
2. Характеристика русской религиозной философии
На первом плане - онтология, затем - проблемы познания (гносеология), при этом убежденность в познаваемости мира (мир познаваем интуитивно); стремление к синтетической философии (созд-е универсального знания); этический аспект; доверие к религиозному (мистическому) опыту; интерес к космологическим проблемам и появление русского космизма (Вернадский. Чижевский, Циолковский); возникновение софиологии - интерес к сверхчеловеческим духовным существам.
Соловьев (1853-1900) Род. В Москве в семье историка С. Соловьева. Брат - Всеволод Соловьев - известный романист. Был талантливым оратором (чувствовалась пророческая нотка), характ-ся интересной внешн-ю. Как бы предчувствовал будущие катастрофы след-го века. Закончил Моск-й университет (первую диссертацию защитил в 20 лет). Работал в Петербургском университете (докторскую диссертацию защ. в 27 лет). В 1881 г. Прочел лекцию (после покуш-я на Александра II), где призвал простить террористов, исходя из христианского всепрощения; власти отстранили его от преподавательской деятельности. В 1890г. Стал почетным академиком изящной словесности. Философию Соловьева наз-т философией всеединства. Сквозная идея, всеединства: Мечтал создать единое фил. знание, в кот. должны быть объединены все накопленное за предыдущие века. Единение Бога и человечества, идеального и материального начал, единого и множ-го, рационального, эмпирического и интуитивно-мистического знания, нравственности, науки, религии .эстетики. Обращ-ся к древнеиндийской философии, где появилась когда-то новая мысль - "Все есть едино". Начинает с анализа - что есть сущее? Это исходный принцип его философии. Абсолютное сущее, первопричина, первоначало, свободно сущее, Бог - все это сущее (бытие).
Сущее - абсолютное первоначало, которое "имеет в себе положительную силу бытия". Состоит из двух "центров (полюсов): Высший (или свободный) центр - самоутверждение абсолютного начала как такового", т.е. абсолют как таковой. Второй плюс - первоматерия, потенция (центр возможностей) всякого бытия. Понятие "софия" - мировая душа (идея) - чистая возможность бытия, основа сущего "мировая душа". В этом понятии пытается объединить многообр. в целом; единое не исчез-т, а гармонически сочетается и сохраняется. "София есть идеальное совершенное чел-во ", которое играет большую роль для деятельности Бога, который направляет на человечество свою деят-ть, они совечны. Соловьева тревожит отчуждение в его различных формах, кот-е расширяется. Поэтому чел-ву необходимо осуществить духовную деят-ть, направленную на преодоление отчуждения. Сначала внутри самого человечества, затем - отчуждения с природой, идеального и материального, и наконец, человечества и Бога, - образование богочеловечества (совершенствование человечества). Главная задача богочелов-ва - решить вместе с Богом задачу перевоплощ-я универсума (соверш-ние миропорядка). В процессе единения может помочь богатая русская история (история единения и централизации Европы и Азии), а также католическая церковь, для которой также характерно объединение. Противник славянофильства, т.к. всякое национальное обособление есть зло, деструкция (разрушение).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.