Произведения – "О троице" (о Боге), "О граде Божием" (об истории), "Исповедь" (о человеке).
Проблема творения. Одна реальность может породить другую только тремя способами: 1.генерация (характерно для мира людей), 2.фабрикация (тоже), 3.креация (относится к миру в целом). Космос явно был порожден из ничего – это был дар Божий.
Бог вечен, дал время людям. "Если никто не спрашивает, что такое время, я это понимаю, но вопрос об этом ставит меня в тупик." Время - лишь свойство разума человека, аспект его мыслей, субъективная форма восприятия действительности сознания. Прошлое, будущее – аспекты нашей мысли . Есть только настоящее. Понятие времени = способность регламентировать действительность.
Проблема добра и зла. В космосе зла нет. Бог не может быть источником зла. Откуда же оно? Главный признак существования человека - его способность мыслить. Благие идеи, сталкиваясь с материей, искажались и реализовались в действительности с изъяном, - отсюда зло и чувство неудовлетворенности. Зла на самом деле нет - аспект мыслей человека, его неудовлетворенность, субъективное понятие. "Зло - отсутствие добра" (недостаточность его).
Три уровня зла: 1.метафизико-онтологический, 2.моральный, 3.физический.
1.) Исх. положение: зла в космосе нет. По отношению к Богу есть разные степени бытия в зависимости от конечности вещей и различного уровня их ограничения. Этот уровень ограничения и есть некая недостаточность.
2) Моральное зло – это грех, кот. исходит от порочной воли, когда душа высшему благу предпочитает благо низшее.
3) Физическое зло – это болезнь, страдания смерть, душевные муки – следствие первородного греха.
Проблема соотношения души и тела: душа вечна, разумна, неповторима, нематериальна. Ее свойства (функции): мысли, память, воля. Душа у Августина разумна и более значима. Тело находится при душе человека, она им управляет.
Проблема соотношения веры и разума: Вера и разум связаны между собой, они стимулируют друг друга. Вера по Августину – "мыслить с одобрением". Без мысли нет никакой веры, и наоборот, разумное понимание никогда не исключает веру, но цементирует ее посредством максимального прояснения. “Сначала верь, а затем понимай” - девиз Св. Августина. В душе можно найти все ответы, которые недоступны рациональному познанию, хотя конечно не все. Высшее качество человеческой души - стремление к Богу.
Проблема истории. Пытался определить общие закономерности в истории. Существуют 6 этапов истории, как человеческой жизни + 6 дней творения мира Богом. 1) Творение, Адам и Ева – начало истории; .... 6) пришествие Христа на Землю – длится по сей день. Бог заранее предопределил человеческую историю. У истории есть начало и есть конец. Этапы: 1.младенчество, 2.детство, 3.отрочество, 4.юность, 5.зрелость, 6.старость.
12. Оформление схоластики. Полемика номинализма и реализма.
В эпоху средневековья в Европе строится образовательная система на основе университетов. Образование было очень длительным и состояло из нескольких ступеней. Основной упор на гуманитарный цикл, теологию. В университете изучают античную диалектику - как метод и инструмент исследования. Диалектику используют как инструмент спора о религиозных догматах.
В 10-12 в.в. складывается философское направление - схоластика (от лат. - школа). Пыталась оправдать вероисповедальную форму христианства средствами чел. разума. Огромную роль сыграл Ансельм Д'Аоста (Кептерберийский) - 1033 - 1109гг. Его учение часто называют рационализированным августинизмом (“Второй Августин”). Источником бытия явл. идеи и мысли Бога. Главное – верить, а понимание и наука - это вторично. В основе бытия лежат всеобщие понятия -универсалии, они всегда первичны, следовательно они и есть единственно реально существующие, благодаря им сущ. все вещи.
Противник - франц. теолог Росцелин - оформляет номинализм. Считал, что настоящим существом обладает лишь конкретная, единичная вещь - первичны, а универсали лишь имена, они вторичны. Номинализм (лат. - имена).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.