Ответы на экзаменационные вопросы № 1-24 дисциплины "Философия" (Древнеиндийская философия: веданта, йога, буддизм. Классический психоанализ и неофрейдизм), страница 25

Я (Еgо)- область разумной деятельности (сознание ) отсюда идет желание все образумить, придать рамки, которые удовлетворили бы окружающее общество.

Сверх-Я (Sиреr-Еgo)- совесть(внутренняя цензура), область, которая анализирует поведение человека и ограничивает бессознательное в приемлемых рамках..

Id - основной генератор энергии и желаний. Но он постоянно сталкивается с противоположным Еgo, которая держит эти необузданные желания в рамках, поставленное внешними факторами (обществом). Т.е. посредник между Оно и внешним миром. Сверх-Я - посредник между Оно и Я.

Фрейд вводит понятие(термин) 'сублимация'.

Сублимация - псих. процесс преобразования и переключения энергии эффективн. влечений бессознательной области, на область социальной деятельности и культурного творчества. Фрейд рассматривает сублимацию как один из видов трансформации влечений (либидо), противоположный вытеснению.

Т.о. можно сказать, что любой общественно полезный поступок человека, - результат такой сублимации. Если Я не сможет контролировать процесс сублимации, то это может привести к психическим расстройствам. Толька при равноценности 3-х составных частей (Оно, Я и Сверх-Я), при их правильном взаимодействии и равновесии -человек психически здоров.

ЛИБИДО (лат.libido- влечение, желание, стремление) Одно из осн. понятий психоанализа 3. Фрейда, означающее преим. бессознательные сексуальные влечения, способные (в отличие от стремления к самосохранению) к вытеснению и сложной трансформации (патол. регрессии или сублимации и т. п.). К.Г.Юнг в полемике с Фрейдом лишил либидо исключительно сексуального характера, рассматривая его как психич. энергию вообще, своего рода метафизич. принцип психики.

Неофрейдисты:

Карл Густав Юнг (1875-1961), швейцарский психолог и философ, основатель "аналитич. психологии". Развил учение о коллективном бессознательном, в образах к-рого (т. н. архетипах) видел источник общечеловеческой символики, в т. ч. мифов и сновидений ("Метаморфозы и символы либидо"). Цель психотерапии, по Юнгу, - осуществление индивидуации личности.

Критиковал биологический подход Фрейда к человеку: так, культура, с его точки зрения, есть лишь перенос сексуальной энергии на творчество. По Юнгу, у бессознательного не биологическая, а некая символьная основа -архетипы (подсознательный накопленный исторический опыт).

Вводит понятия: экстраверт и интроверт.

Альфред Адлер (1870-1937), австр. врач-психиатр и психолог. Ученик З.Фрейда, основатель индивидуальной психологии. Автор термина "комплекс неполноценности". Создает теорию, объясняющую наличие психических расстройств как результат негативного влияния общества, а не биологического начала как у Фрейда. Главным источником мотивации Адлер считал стремление к самоутверждению как компенсацию возникающего в раннем детстве чувства неполноценности, определяющего специфический для человека "жизненный стиль". Оказал влияние на неофрейдизм.

Эрих Фромм (1900-1980), нем.-амер. философ, психолог и социолог, главный представитель неофрейдизма. С 1933 в эмиграции в США. Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, стремился разрешить основные противоречия человеческого существования - между эгоизмом и альтруизмом, обладанием и бытием, негативной "свободой от" и позитивной "свободой для". Пути выхода из кризиса совр. цивилизации видел в создании "здорового общества", основанного на принципах и ценностях гуманистич. этики (среди к-рых высшая -любовь), восстановлении гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом.

Осн. тр.: "Бегство от свободы" (1941), "Психоанализ и религия" (1950), "Революция надежды