10. Философские школы эллинистической эпохи
(Эпикуреизм, стоицизм, скептицизм).
Эллинистическая эпоха. Старые порядки рушились (завоевание Греции А. Македонским), люди не могли быстро приспособиться, - философия все это отражала и искала путь быть счастливым и в тяжелых условиях (Диоген, которому поставили за это памятник).
Эпикур (341 - 270 гг. до н. э.). Был серьезным ученым. Главная задача - этическое учение, но доказательство правильности его начинал с физики. Создал теорию, которая состояла из 3 частей: физики, гносеологии и этики. В целом все подчинено решению этических проблем. Главная цель жизни - достижение счастья, - безмятежное состояние духа (атараксия - безмятежность, спокойствие, уравновешенность). Если знать физику, то можно достигнуть атараксии. В жизни человека два страха (главные): вмешательство богов и смерть (и что после нее). Был поклонником атомического учения, но считал, что у атомов есть масса. Разбирается в причинах движения атомов. Из атомов состоит и тело, и душа, следовательно, т. к. атомы движутся хаотично, то и человек делает свой выбор сам, свободен, но в пределах физических законов. Боги живут в других мирах и не трогают людей. Смерть - распадение комбинации атомов души и тела, следовательно загробного мира нет. "Смерть - самое большое из зол, но не имеет к нам никакого отношения: пока мы есть, смерти нет, а когда приходит смерть нас уже нет". Философия Эпикура имеет цель открыть человеку при помощи аппарата физики секреты своего существования и смысла жизни.
Зенон из Китиона (336 - 264 гг. до н. э.) - основатель стоицизма. Стоики строят свою теорию на учении Гераклита ("Все течет все меняется"). (Император Марк Аврелий; бывший раб Эпиктен; Сенека (воспитатель и сенатор при Нероне) - в 65 г. н. э. кончил жизнь самоубийством.) Главная цель -счастье, - достижение атараксии и апатии (равнодушия). Интересуют этические и воспитательные проблемы. У каждого человека есть своя непреложная судьба (судьба покорного ведет, а непокорного тащит, отсюда фатализм). Истинный философ и мудрый человек должен идти покорно по своей тропинке, с мужеством отдавшись на произвол судьбы. "Истинный стоик при слишком суровой судьбе может уйти от нее самоубийством". (Сенека).
Все нужно принимать таким, какое оно есть, даже если мир рушиться – это фатально и не зависит от человека.
Скептицизм представляет собой субъективный идеализм. Их философия имеет этическое направление. Основной принцип – сомнение (особенно сомнения в надежности истины). Наши органы чувств – главный источник заблуждений, т.к. реальный мир и видимость – разные вещи.
Цель философии скептиков - для счастья (атараксии и апатии) не нужно стремиться к знанию. Окружающий мир обманчив, информация от органов чувств ложна, поэтому не нужно задаваться лишними вопросами, тогда не ошибешься, - скепсис по отношении к возможностям человека. Стоицизм – один из истоков христианского учения.
Пирон - стоит у истоков скептицизма; Секст Эмпирик. (360 - 280 гг. до н. э.)
11. Св. Августин - крупнейший философ периода патристики.
Св. Августин – главный теоретик христианства. Образование в обл. риторики. Отец – язычник, мать – христианка. Любил читать Цицерона. 4-6 в. н.э. - торжество христианства в Европе. Св. Августин (354-430 гг н.э.) родился в Сев. Африке г. Тагаста назван третьим учителем Запада, (1-й Св. Амбросий, 2-й Св. Иеранин). Проблема: бог и мир. Делает выводы: до существования мира был Бог, который в результате своей воли за 6 дней создал мир - идея крецианизма (творения). Идеи Св. Августин строит на теориях Платона и неоплатоников. Бог посылает идеи из вечного мира в мир реальный. Они возвращаются в копии, которые недостаточны и бренны. Эти идеи лежат в основе онтологии (учение о бытие) св. Августина. Св. Августин был агностиком - человеческому разуму недоступны вечные идеи. Лишь по желанию Бога они могли быть доступны людям - идея откровения - лежит в основе гносеологии и патристики.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.