а) дао безымянное - небытие, пустота, первооснова, абсолютный вакуум. "Небытие, беременное бытием"
б) Удзи (дао, имеющее имя) - бытие, предельно великий предел, такой предел небытия, из которого рождается бытие
Дэ - конкретное проявление дао в вещах и поведении человека.
Даосы отдают предпочтение инь (небытию), повинуясь требованию инь и ян. "Покой есть главное в движении".
Увэй - понятие недеяния (человек не должен вмешиваться в ход событий, в процесс развития). “Лучший бой тот, которого не было”.
Цзы-ань - естественный ход вещей, никто не может его с успехом заменить.
Чжуан-цзы (ок. 369-286 гг до н.э) – последователь в учении даосизма, который в качестве предмета познания выдвинул диалектику единого и многого, абсолютного и относительного, постоянного и переменчивого. При этом он стремился к абсолютизированию единого во многом, покоя в движении. К обособлению дао от вещей, что послужило идейной основой его теории “недеяния”.
3. Милетские материалисты и проблема начала всех вещей
Милетская школа или философы-ионийцы. На рубеже 7 - 6 вв. до н.э. в Милете (Малоазиатская колония Греции) появились три философа, сменяющие друг друга. Они натуралисты, но не материалисты в современном смысле этого слова. Их идея в том, что в мире ничего не исчезает бесследно, и происходит все от первоосновы – некой первопричины, затем это все не исчезает, а дает жизнь новым предметам. Ничего не бывает из ничего. Обращались к проблемам природы, но первопричину всего видели в боге. Центральная проблема - космос как противоположность хаосу. Космос - разумное и одухотворенное начало. Космос в переводе - украшение. Бог воссоединяется с природой - пантеизм. С точки зрения милетской школы природа божественна, она обменивается энергией с душой человека. Это материалистическая школа.
Фалес. Являлся одним из семи мудрецов древней Греции. Был купцом в странах Др.Востока и привез оттуда много идей. Был гидроинженером и построил ирригационный канал. Являлся инициатором философии “физиса”; пытался определить, что есть первопричина - некая существенность, остающаяся постоянной при всех превращениях. Первопричина = первооснова = физис - в любом смысле это первая и фундаментальная реальность, то, что всегда первична и постоянна. Все в этом мире является вечным, ничто не происходит из ничего. Основа всего - некая жидкость - вода, но не в прямом смысле слова, а как некая жидкость, дающая начало всему живому. “Питание всех вещей - влажно. Высыхание всего - есть смерть.” Вода принимает любую форму. Этим и обусловлено многообразие окружающего мира.
Фалес был многогранным человеком. В 585г. до н.э. правильно предсказал солнечное затмение. Пытался объяснить расположение небесных тел. Земля - плоский диск и плавает в жидкости. Ближе всех к земле расположены звезды, затем луна, а дальше всех - Солнце.
Анаксимандр(конец 7-го в. до н.э. - начало 2-й половины 6-го в. до н.э.) - ученик Фалеса. Первым написал научный труд в прозе - “Трактат о природе”. Идея Фалеса показалась ему заманчивой, но он все-таки считает первоосновой всего сущего - апейрон (в пер. - беспредельное). Апейрон - нечто безграничное и вечное. Алейрон и количественно и качественно безграничен, и именно он дает начало бытия различных вещей, ограничивая их различным образом.
Пытался правильно предсказывать погоду. Пытался составить первую карту мира и глобус, выдвинул гипотезу о происхождении и эволюции видов, выдвинул идею возникновения космоса. Первоначало не имеет границ, из него, теплого и холодного, возникают все миры. Земля парит в воздухе, и имеет форму цилиндра.
Анаксимен (6-й - начало 5-го в.в. до н.э.) - ученик Анаксимандра. Также написал трактат в прозе. Начало всех вещей - воздух, т.к. он не имеет формы и границы, он никогда не убывает. Воздух может разжиматься и сжиматься. Сжимаясь, превращается во влагу, землю и даже камни. Расширяясь он нагревается, становится огнем.
Интересовался астрономией. Правильно расположил небесные тела.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.