Логика, давая з-ны мышления, тем самым даёт з-ны бытия, а это значит, что сознание и материальный мир развиваются по единым законам.
Система философских категорий Гегеля: 1)Бытие и ничто; 2)Количество; 3)Качество; 4)Мера; 5)сущность; 6)Причинность; 7)Тождество и противоречие и т.д. Все категории взаимосвязаны и взаимодополняемы (взятые парами), они могут даже перетекать друг в друга. Категории находятся в состоянии динамического развития. Они (категории) явл. различными ступенями познания, позволяющими определить сущность существующего. Понятия находятся в непрерывном движении, изменяются, превращаются в противоположность.
Учение о взаимосвязи и развитии (диалектика): 1)Учение о противоречиях; 2)Учение об отрицании отрицания (тезис - антитезис - отрицание, синтез - отрицание отрицания); 3)_Учение о взаимопереходе количественных и качественных изменений.
Гегель заканчивает Логику понятием абстрактной идеи, - постоянно развивающееся содержание всего мирового процесса, т.е. некая субстанциональная основа. На первом этапе абсолютная идея, познав самое себя, решается отпустить себя в качестве природы, т.о. обладает бытием. Абсолютная идея, попадая в мир, отрицает сначала себя. Второе положение: мир был_сотворен, сотворятся теперь, творится вечно, и эта вечность есть форма существования мира. На третьем этапе (“Философия духа”) абсолютная идея проходит заключительный этап развития - покидает природу и возвращается к самой себе в качестве абсолютного духа, - высшая ступень развития, самосознание человечества на всем протяжении мировой истории.
Философия Гегеля несколько противоречива: с одной стороны, развитие вечно, с другой стороны, существует идеал (абсолютный дух), к которому стремится абсолютная идея.
“Все что есть - правильно”. “Все, что разумно, действительно, а что действительно -разумно. ”
Реальность - всегда целостность, самостоятельных субстанций не существует (как точки растворяются на прямой). Единичное не реально, поэтому мир не является собранием строго ограниченных единиц. Но Гегель полагал, что безусловно и реально существует лишь целое , которое он воспринимал не как простую субстанцию (как у Парменида), а как сложную систему , которую можно назвать системой типа организма. Поэтому у Гегеля очевидные отдельные вещи , из которых состоит мир, - не просто иллюзия, каждая из этих вещей имеет меньшую или большую степень реальности , и эта реальность заключается в том, что эти вещи являются сторонами целого, которое может быть обнаружено при истинном рассмотрении. Целое - абсолют, который всегда духовен. Отдельный орган этого целого действителен в той степени, в какой он выполняет какую-либо ф-цию целого.
Гегелевский метод познания("триадическое движение"): тезис–антитезис–синтез. Поднимаясь по этим 3 ступеням, мы можем синтезировать всё новые и новые знания. Т.к. цель науки - создать истинное знание, то продуктивные эмпирические науки не могут этого сделать, т.к. постоянно меняют свои исходные данные, они (науки) лишь вечно стремятся к абсолютному знанию. Лишь философия может дать универсальные и истинные знания. Гегель противопоставлял истории - философию истории, религии - философию религии и т.д. Таким образом, прежде чем что то анализировать, необходимо прежде все универсальный законы. Гегель имеет много последователей (младо-гегелевские школы). Все новые школы того времени возникали либо с точки зрения аппозиции, либо одобрения теории Гегеля. Благодаря ему появился и проявился талант Ницше. Марксизм - главный заимствователь и в тоже время оппонент классической немецкой философии. Как известно марксистская теория построена на основе идеалистической диалектики Гегеля и материализма Фейербаха.
Немецкую классическую философию отличают такие черты, как идеализм, критицизм, агностицизм у Канта (разум имеет ограниченные познавательные способности), трансцендентность, признание материального мира вне нас (У Канта).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.