Создание обучающей системы автоматизированного проектирования маломощных электромеханических следящих систем, страница 8

По предпочитаемой форме восприятия информации различают людей, обладающих тремя репрезентативными системами. Это – аудиалы, визуалы и кинестетики. Аудиал воспринимает информацию на слух и для него важна интонация и громкость преподносимого материала. Визуалу важны изображения, и в речи, и в тексте необходимы слова - ключи, помогающие быстро восстанавливать картину предмета. У кинестетиков главенствующее место занимают ощущения, удобство, комфорт. Естественно, что наиболее успешно с ОС, в которых основная часть информации передается через текст, графику и изображения, могут работать визуалы.

Опираясь на психологические особенности личности студента, можно максимально реализовать его потенциальные возможности к обучению с помощью компьютерных обучающих систем. При этом интерактивность мультимедийных обучающих систем предоставляет возможности не только для пассивного восприятия информации, но и для активного исследования моделей изучаемых объектов или процессов. Интерактивность придает мультимедиа когнитивный характер, вносит игровые и исследовательские компоненты в учебную деятельность, побуждает учащихся к глубокому и всестороннему анализу свойств изучаемых объектов и процессов.

1.5 Выбор метода построения САПР и построение общей структуры системы

Ввиду возложения на САПР выполнения таких функций, как создание и модификация учебных курсов, включая сопутствующие материалы, файлы и информацию; организация и контроль процесса обучения; проведение обучения; анализ результатов обучения (выполненных тестов), для построения САПР выбрана структура тестирующей замкнутой ОС (тестирование с закрытыми вопросами). В качестве алгоритма выбран нелинейный циклический алгоритм с обратной связью. Обоснование выбора объясняется требованиями технического задания.

Таким образом, учебный процесс в САПР предполагается организовывать следующим образом: преподаватель организует работу обучаемых с учебно-методическими средствами, САПР контролирует работу обучаемого с учебным материалом.

Обучаемый – основной пользователь учебной системы. Пользуясь средствами автоматизации, может вызывать необходимую информацию, тренироваться в решении задач, производить вычисления, контролировать свои знания. Учебно-методическое обеспечение представляет собой совокупность учебного материала, методических указаний, библиотеки курсов.

Предполагается, что разработка будет внедряться в традиционный процесс обучения. Учебная САПР предполагает наличие обратной связи в триаде «Педагог – Обучающая программа – Обучаемый» (рисунок 1.10).

Рисунок 1.10 – Схема взаимодействия объектов «Педагог – Обучающая программа – Обучаемый»

Внутренняя обратная связь - это информация, которая поступает от обучающей программы к ученику в ответ на его действия при выполнении упражнений. Она предназначена для самокоррекции учеником своей учебной деятельности. Внутренняя обратная связь дает возможность ученику сделать осознанный вывод об успешности или ошибочности учебной деятельности. Она побуждает ученика к рефлексии, является стимулом к дальнейшим действиям, помогает оценить и скорректировать результаты учебной деятельности.

Консультативная обратная связь может быть разной: помощь, разъяснение, подсказка, наталкивание со стороны преподавателя.

Результативная обратная связь также может быть различной: от «верно – неверно» до демонстрации правильного результата или способа действия.

Такая схема работы триады «Педагог - Обучающая программа - Обучаемый» обеспечивает каждому студенту индивидуальный, наиболее удобный график его работы, а преподавателю – уменьшение времени на проверку работ студентов (этот процесс автоматизирован) и улучшение контроля над действиями каждого обучаемого.

В настоящем случае, ОС поэтапно выполняет расчетную часть курсового проекта, при этом для перехода пользователя на каждый следующий этап необходимо выполнение теста. Для обеспечения обратной связи с обучаемым, учебная система автоматизированного проектирования содержит информационные поля и основные расчетные формулы.