Создание обучающей системы автоматизированного проектирования маломощных электромеханических следящих систем, страница 32

Структура программы позволяет быстро вернуться к любому этапу работы, для того чтобы посмотреть результаты или внести изменения в расчеты. Закрытие программы предусматривает сохранение только введённых исходных данных, но не результатов расчётов и тестов, поэтому при перезапуске программы необходимо проводить все расчеты заново, а также еще раз выполнять тесты на знание теории.

Дальнейший расчет предполагает схемотехническую реализацию ЭМС. Для выполнения данного этапа курсового проекта студентам кафедры И3 рекомендуется воспользоваться курсовым проектом по дисциплине «Схемотехника», выполненным курсом ранее согласно учебному плану. Программа содержит небольшую базу микросхем, которые можно использовать при построении системы (схемы и описания ПОК и ДМ).

В отчете по курсовому проекту необходимо последовательно привести все этапы проектирования с расчетами согласно выданным индивидуально исходным данным. Структурную схему ЭМС и принципиальную электрическую схему необходимо разместить на отдельных плакатах формата А1.

Следует отметить, что использование данной обучающей системы служит целью автоматизировать процессы расчета курсового проекта и, в некоторой степени, выполнить проверку знаний, но для хорошего понимания вопроса необходимо тщательное изучение курса лекций по предмету.


3 ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Развитие научно технического прогресса на современном этапе в значительной мере зависит от внедрения вычислительной техники во все сферы трудовой деятельности [15]. Создаваемые на базе компьютеров информационные системы позволяют обрабатывать большое количество информации и своевременно принимать управленческие решения в различных сферах экономики. А это в свою очередь требует разработки и промышленного производства средств программного обеспечения. По оценкам специалистов затраты на разработку и производство программных средств (ПС) растут быстрее, чем затраты на создание вычислительной техники. Поэтому разработчики ПС должны учитывать не только техническую, но и экономическую целесообразность разработки. Экономическая целесообразность разработки и внедрения ПС определяется экономическим эффектом, который будет получен производителями при их реализации и потребителями при их использовании. По величине ожидаемого экономического эффекта принимается решение о целесообразности инвестиций в разработку ПС. По характеру объекта вложений инвестиции в разработку ПС относят к интеллектуальным инвестициям.

Основная цель данного раздела – показать экономическую эффективность выбранного варианта решения задачи. Для этого необходимо рассчитать затраты на разработку программного обеспечения и трудоёмкость этой разработки.

3.1 Характеристики программных средств

Программное средство, разработанное в выпускной квалификационной работе, представляет собой приложение, созданное в среде программирования Borland Delphi 2005.

1.  Полное название: «Обучающая система автоматизированного проектирования электромеханических следящих систем».

2.  По степени новизны программный продукт относится к группе Б (разработка оригинальной программы).

3.  Выходная информация программы представляет собой результаты расчётов в численном и графическом виде.

4.  Для разработки ПС необходим персональный компьютер.

5.  В качестве инструментальной среды разработки выбрана среда программирования Borland Delphi 2005.

3.2 Расчёт трудоёмкости создания программных средств

Общая трудоёмкость  зависит от основных факторов, определяющих трудоёмкость создания ПС:

-  условного числа операторов (Q);

-  коэффициента недостаточности описания задачи (B);

-  коэффициента квалификации программиста ().

Эту зависимость можно представить выражением:

Условное число операторов в разрабатываемой программе определяется по формуле:

где  – число операторов в исходном коде программы (принято равным 2700);

 – коэффициент, учитывающий новизну и сложность программы, определяется по таблице 3.1. Принимаем  (группа сложности 3).