В комбинированных алгоритмах используется оба вышеописанных принципа. По результатам решения принятого учащимся для ответа на вопрос слайда выбора, ОС изменяет последовательность предъявления слайда, однако на N-ом шаге возможен возврат к предыдущим слайдам (рисунок 1.8).
Рисунок 1.8 – Комбинированный алгоритм
Таким образом, каждая из представленных структур позволяет предъявлять учебный материал, в соответствии с последовательностью, который обеспечивает приемлемое предъявление учебного материала в соответствии с требованием предметной области.
Рассмотренные принципы классификации алгоритмического и структурного построения охватывают практически весь спектр существующих АОС, и позволяют автоматизировать процесс построения обучающих систем, путем разработки стандартных программных элементов, учитывая основные положения, рассмотренные в этой статье.
К числу важнейших дидактических требований к организации учебного процесса относится индивидуальный подход к каждому обучаемому. Использование компьютерных обучающих систем предполагает высокую степень индивидуализации познавательной деятельности по сравнению с традиционными методами. Возможность выбора индивидуальной траектории изучения учебного материала, регулирование темпа его усвоения и даже более глубокая адаптация в интеллектуальных системах поддержки обучения, основанных на модели обучающегося, фактически превращают учебную деятельность студентов в самостоятельную когнитивную деятельность. Психологически обоснованная последовательность этапов познавательной деятельности включает в себя:
- Восприятие
- Осмысление и фиксация знаний
- Формирование личностного опыта
- Проектно-исследовательская, поисковая учебная деятельность
На этапе восприятия ключевую роль играют личностные особенности обучаемых, а именно их ведущая репрезентативная система (визуальная, аудиальная, кинестетическая).
Ориентируясь на современные исследования, можно обобщить сведения об обучаемом, которые определяют его готовность к обучению с помощью информационных компьютерных технологий, с помощью схемы (рисунок 1.9).
Рисунок 1.9 – Схема готовности к обучению с помощью компьютерных технологий
Естественно предположить, что использование различных видов компьютерных ОС должно зависеть от целей образования, которые определяются в профессиональных учебных заведениях на основе профессиограммы или модели специалиста конкретной специальности.
Как известно, подготовка специалистов различных специальностей требует усвоения знаний в предметной среде учебных дисциплин на различных уровнях усвоения. В связи с этим необходимо четко представлять, на каких уровнях усвоения знаний возможно использование компьютерных обучающих систем различного назначения. Уровень усвоения знаний обучаемых в предметной области дисциплины должен учитываться при выборе стратегии обучения и компьютерных средств ее поддержки.
Готовность и способность студентов к выполнению заданий продуктивного характера требует определенного уровня интеллектуального развития и элементов творческого подхода, которые зависят от мотивации учения. Студенты с уровнем мотивации учения ниже третьего не демонстрируют готовности и способности к выполнению заданий продуктивного характера, т.е. оказываются не готовыми к интеллектуальной творческой деятельности. Таким образом, повышение уровня мотивации учения является необходимым условием повышения уровня усвоения знаний в предметной области учебных дисциплин, формирования готовности и способности у студентов к выполнению заданий творческого характера, повышения эффективности обучения с помощью компьютерных обучающих систем. В связи с этим важной задачей является нахождения способов повышения мотивации учения, которая представляет собой систему целей, потребностей и мотивов, побуждающих студентов к учению. Успешное формирование мотивов имеет место, если предмет длительно и стойко насыщается положительными эмоциями, тогда цель (изучение дисциплины) превращается в самостоятельный мотив - формируется механизм сдвига мотива на цель. Важное значение имеет и эмоциональная включенность преподавателя в процесс обучения студента, ненавязчивое давление и насыщенность среды побуждающими факторами (моральные и материальные поощрения при успешном продвижении по пути овладения предметом). Для активной, заинтересованной работы обучаемых необходимо целенаправленное формирование и развитие мотивов деятельности в учебном процессе.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.