Создание обучающей системы автоматизированного проектирования маломощных электромеханических следящих систем, страница 6

Таким образом, является очевидным, что наиболее широкими возможностями с учетом современных требований к АОС обладают замкнутые обучающие системы, обеспечивающие максимальную "гибкость" в общении с пользователем.

1.3 Алгоритмическое построение обучающей САПР

Современная вычислительная техника обладает широкими функциональными возможностями и позволяет использовать в обучающей системе (ОС) информацию, представленную в виде обычного текста, графического изображения, аудио и видео фрагментов. Можно использовать все средства представления информации, существующие в настоящее время для повышения эффективности учебного процесса. С другой стороны, использование звукового представления и видеозаписей ведет к удорожанию персонального компьютера, что не всегда является оправданным. В настоящее время, как наиболее оптимальный вариант в большинстве курсов программированного обучения, применяют текстовое и графическое представление информации. Классификация АОС по алгоритмическому построению представлена на рисунке 1.4.

Untitled-3.jpg

Рисунок 1.4 – Классификация АОС по принципам алгоритмического построения

При использовании линейных алгоритмов АОС (рисунок 1.5) учащемуся, согласно методике, последовательно предъявляются слайды, заложенные в АОС. В качестве достоинств линейного алгоритма АОС можно отметить простоту разработки такой системы, а в качестве недостатков - трудоемкость раскрытия некоторых тем и невозможность гарантированного закрепления полученных знаний.

Рисунок 1.5 – Линейный алгоритм ОС

В АОС построенных с использованием нелинейных алгоритмов появляется возможность изменять последовательность предъявления слайдов в зависимости от того или иного отклика учащегося на информационное воздействие. Здесь важнейшую роль играют тесты, содержащие вопросы и требующие принятие решения учащимся. В таких тестах используются следующие средства выбора направления обучения:

·  открытые вопросы;

·  закрытые вопросы (вопросы типа «меню»);

·  гиперссылки.

Открытые вопросы – это вопросы, состоящие только из формулировки вопроса. Ответ должен ввести пользователь. В качестве ответа выступает числовое значение, которое может быть однозначным или лежать в некотором заданном допустимом диапазоне. Не допускается в качестве ответов на открытые вопросы символьные строки, содержащие буквы, пробелы и другие символы, так как в этом случае затруднено определение правильности ответа из-за возможных ошибок пользователя при вводе информации (например, ввод двух вместо одного пробелов).

Закрытые вопросы – это вопросы, состоящие из формулировки вопросов и нескольких вариантов ответа. Ученику ставится задача выбрать один или несколько правильных вариантов ответа. Допускается наличие от 3 до 6 вариантов ответов, причем правильными могут быть некоторые, все, или только один из ответов. Не допускается ситуация, когда все ответы на закрытый вопрос являются неправильными. В закрытых вопросах нельзя применять наличие открытых вариантов, например, формулировки "другие ответы", хотя допускается формулировка "нет правильных ответов". Выбор должен производится только из предлагаемого списка ответов.

Гиперссылки – способ, применяющийся в курсах программированного обучения, созданных с использованием методов международной сети Internet.

Нелинейные алгоритмы, в свою очередь, делятся на циклические, направленные и комбинированные.

Циклические алгоритмы (рисунок 1.6) предполагают повторный возврат к разделам, отражающим темы, которые учащийся недостаточно усвоил. Если ученик принимает неверное решение задачи поставленной ему слайдом выбора, то АОС возвращает пользователя в нужный раздел для повторного прохождения темы или ее закрепления.

Untitled-4.jpg

Рисунок 1.6 – Циклический алгоритм

Направленные алгоритмы (рисунок 1.7) также предполагают сделать выбор, однако в зависимости от принятого решения выбирается та или иная последовательность и возврата обратно не предполагается.

Untitled-5.jpg

Рисунок 1.7 – Направленный алгоритм