Создание обучающей системы автоматизированного проектирования маломощных электромеханических следящих систем, страница 3

Управление в любых системах, в том числе и педагогических, предусматривает сбор и переработку информации обратной связи с целью выработки корректирующих воздействий. Средством обратной связи в обучении является контроль учебной деятельности обучаемого, при контроле задания должны отвечать целям обучения и ответы на задания должны позволять однозначно определить уровень сформированности у обучаемых требуемых знаний, умений и навыков. Одной из форм контроля в настоящее время является проверка знаний обучаемых на основе систем компьютерного тестирования и телекоммуникационных технологий. Компьютерное тестирование позволяет [3]: расширить возможности проведения индивидуально адаптированных процедур контроля и корректировки знаний конкретных тем, повысить объективности контроля знаний обучаемых, повысить уровень стандартизации требований к объему и качеству знаний и умений, обеспечить возможности проведения предварительного самоконтроля обучаемыми.

Одним из центральных понятий компьютерных технологий обучения является модель обучаемого, с помощью которого описывается множество точно представленных фактов об обучаемом, которые описывают различные стороны его состояния: знания, личностные характеристики, профессиональные качества и т.д. Моделирование обучаемого является развивающимся направлением искусственного интеллекта в обучении. В настоящей работе мы остановимся на таком аспекте модели обучаемого, как готовность к обучению с помощью информационных компьютерных технологий.

Таблица 1.1 – Методы построения обучающих САПР

Уровень усвоения знаний

Типы компьютерных обучающих систем

Управление учебной деятельностью

Уровень идентификации ранее

изученного

Тесты первого уровня

Компьютер

Электронные лекции

Компьютер,

преподаватель

Уровень воспроизведения знаний

Контролирующие системы,

тесты второго уровня

Компьютер

Электронные учебники

Компьютер,

преподаватель

Уровень использования знаний в стандартных ситуациях

Контроль третьего уровня

Преподаватель

Электронные учебники, программы - тренажеры, компьютерные практикумы, моделирующие системы

Компьютер

Творческий уровень (использование знаний в нетипичных ситуациях)

Творческие задания

Преподаватель

Специальные системы по управлению решением учебных творческих задач, экспертные системы, САПР

Компьютер

В таблице 1.1 приведены методы построения обучающих САПР, использование которых целесообразно для достижения различных уровней усвоения знаний и уровни мотивации учения студентов, необходимые для их эффективного использования.

Предъявление учебного материала на первом уровне усвоения знаний - уровне идентификации - возможно с помощью электронных учебников или электронных лекций, содержащих теоретические основы заданной дисциплины, сопровождающихся иллюстративным материалом. Оценить усвоение знаний на первом уровне позволяет использование компьютерных тестов.

Контроль знаний на втором уровне – уровне воспроизведения – требует создания сложных контролирующих систем с вводом конструируемых ответов и развитой системой распознавания ответов, поскольку задания для теста второго уровня должны содержать цель и ситуацию, а учащемуся по памяти надо воспроизвести подходящую деятельность для достижения заданной цели в заданной ситуации.

Задания для тестов третьего уровня – уровня использования знаний в стандартных ситуациях – должны содержать цель и неполную ситуацию, которую учащемуся необходимо дополнить, чтобы применить известную деятельность. Компьютерные тесты третьего уровня практически не создаются из-за технической сложности реализации таких заданий. Обучение с помощью компьютеров на третьем уровне может проводиться с помощью других видов компьютерных обучающих программ. Для достижения третьего уровня усвоения знаний могут использоваться программы – тренажеры и обучающие компьютерные системы, ориентированные на использование знаний в типичных ситуациях, к которым относятся также и моделирующие программы.