Управление в любых системах, в том числе и педагогических, предусматривает сбор и переработку информации обратной связи с целью выработки корректирующих воздействий. Средством обратной связи в обучении является контроль учебной деятельности обучаемого, при контроле задания должны отвечать целям обучения и ответы на задания должны позволять однозначно определить уровень сформированности у обучаемых требуемых знаний, умений и навыков. Одной из форм контроля в настоящее время является проверка знаний обучаемых на основе систем компьютерного тестирования и телекоммуникационных технологий. Компьютерное тестирование позволяет [3]: расширить возможности проведения индивидуально адаптированных процедур контроля и корректировки знаний конкретных тем, повысить объективности контроля знаний обучаемых, повысить уровень стандартизации требований к объему и качеству знаний и умений, обеспечить возможности проведения предварительного самоконтроля обучаемыми.
Одним из центральных понятий компьютерных технологий обучения является модель обучаемого, с помощью которого описывается множество точно представленных фактов об обучаемом, которые описывают различные стороны его состояния: знания, личностные характеристики, профессиональные качества и т.д. Моделирование обучаемого является развивающимся направлением искусственного интеллекта в обучении. В настоящей работе мы остановимся на таком аспекте модели обучаемого, как готовность к обучению с помощью информационных компьютерных технологий.
Таблица 1.1 – Методы построения обучающих САПР
Уровень усвоения знаний |
Типы компьютерных обучающих систем |
Управление учебной деятельностью |
Уровень идентификации ранее изученного |
Тесты первого уровня |
Компьютер |
Электронные лекции |
Компьютер, преподаватель |
|
Уровень воспроизведения знаний |
Контролирующие системы, тесты второго уровня |
Компьютер |
Электронные учебники |
Компьютер, преподаватель |
|
Уровень использования знаний в стандартных ситуациях |
Контроль третьего уровня |
Преподаватель |
Электронные учебники, программы - тренажеры, компьютерные практикумы, моделирующие системы |
Компьютер |
|
Творческий уровень (использование знаний в нетипичных ситуациях) |
Творческие задания |
Преподаватель |
Специальные системы по управлению решением учебных творческих задач, экспертные системы, САПР |
Компьютер |
В таблице 1.1 приведены методы построения обучающих САПР, использование которых целесообразно для достижения различных уровней усвоения знаний и уровни мотивации учения студентов, необходимые для их эффективного использования.
Предъявление учебного материала на первом уровне усвоения знаний - уровне идентификации - возможно с помощью электронных учебников или электронных лекций, содержащих теоретические основы заданной дисциплины, сопровождающихся иллюстративным материалом. Оценить усвоение знаний на первом уровне позволяет использование компьютерных тестов.
Контроль знаний на втором уровне – уровне воспроизведения – требует создания сложных контролирующих систем с вводом конструируемых ответов и развитой системой распознавания ответов, поскольку задания для теста второго уровня должны содержать цель и ситуацию, а учащемуся по памяти надо воспроизвести подходящую деятельность для достижения заданной цели в заданной ситуации.
Задания для тестов третьего уровня – уровня использования знаний в стандартных ситуациях – должны содержать цель и неполную ситуацию, которую учащемуся необходимо дополнить, чтобы применить известную деятельность. Компьютерные тесты третьего уровня практически не создаются из-за технической сложности реализации таких заданий. Обучение с помощью компьютеров на третьем уровне может проводиться с помощью других видов компьютерных обучающих программ. Для достижения третьего уровня усвоения знаний могут использоваться программы – тренажеры и обучающие компьютерные системы, ориентированные на использование знаний в типичных ситуациях, к которым относятся также и моделирующие программы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.