Построение сетей телефонной связи железнодорожного транспорта (Раздел дипломной работы), страница 15

При немедленной системе обслуживания (рис.7.23.,б) абонент  местной сети, вызывая МТС по заказно-соединительной линии ЗСЛ, соединяется с международным коммутатором МК. Телефонистка МК устанавливает требуемое соединение в большинстве случаев за время, не превышающее 1-2 мин. При этом каналы не закрепляются за МК и включаются в многократное поле, поэтому любая свободная телефонистка может принять заказ от абонента и выполнить его. Если в момент поступления заказа все каналы требуемого направления заняты, телефонистка предлагает абоненту положить микротелефон (дать отбой) и ожидать вызова, но удерживает его линию за своим рабочим местом в течение приблизительно 10 мин, ожидая освобождения канала. Если в течение указанного времени какой-либо канал в нужном направлении освобождается, то телефонистка МК по СЛ вызывает абонента и устанавливает соединение; в противном случае она предупреждает его о продолжении ожидания, записывает заказ на бланке и передает бланк на специальный коммутатор задержанных соединений МКЗС. В данном случае, как и при заказной системе, соединение устанавливается в порядке очереди.

Немедленная система обслуживания также относится к системам с ожиданием. В отличие от заказной, при немедленной системе ожидает обслуживания только часть вызовов. На МТС большой емкости коммутаторы обычно используют для входящих или исходящих соединений. Показателями качества обслуживания абонентов при рассмотренной системе обслуживания являются время ожидания соединений и доля задержанных вызовов. Число каналов должно быть рассчитано так, чтобы в большинстве случаев примерно 50% поступивших вызовов обслуживалось с ожиданием до 2 мин, примерно 40% - с ожиданием от 2 до 10 мин и только 10% - с задержкой более 10 мин.

Немедленная система обслуживания по сравнению с заказной обеспечивает лучшее качество обслуживания абонентов. Однако для его достижения требуется большее число каналов, использование которых ниже, чем при заказной системе.

При немедленной системе используется ручной или полуавтоматический способ установления соединений.

Комбинированная система обслуживания (рис.7.23.,в) объединяет заказную и немедленную. Оборудование таких МТС позволяет часть направлений с достаточным числом каналов обслуживать круглосуточно по немедленной системе эксплуатации, направления с малым числом каналов в ЧНН – по заказной, в остальное время (в вечерние и ночные часы) – по немедленной. Для того, чтобы обеспечить такую гибкость системы, предусматривают возможность приема заказа от абонента на столе заказов и на междугородном коммутаторе, а также возможность переключения любого канала на любую систему обслуживания. Это осуществляется специальными переключателями Q и применением универсальных МК, которые могут работать с использованием любой из этих двух систем обслуживания.

МТС комбинированной системы обслуживания вследствие их гибкости широко применяют на междугородных телефонных сетях железнодорожного транспорта.

Скорая система обслуживания (рис.7.23.,г) является системой связи с потерей вызовов. При этой системе вызов, поступающий от абонента на МК или УАК, обслуживается при наличии свободного канала в требуемом направлении сразу. В противном случае абонент получает отказ в соединении и через некоторое время должен повторить вызов.

Скорая система обслуживания применяется при автоматическом способе соединений. Число междугородных каналов рассчитывается  по норме допустимых потерь по вызовам. На междугородной сети железнодорожного транспорта допускаются вероятности потерь по вызовам с учетом повторных вызовов 0,05 – 0,1. По сравнению с другими системами обслуживания скорая система предполагает применение наибольшего числа каналов с более низким использованием.

Расчетом может быть найдено значение ε использования каналов в ЧНН, которое выражается в процентах и служит количественным критерием оценки экономичности различных систем обслуживания. Для всех систем, кроме заказной, этот показатель зависит от числа каналов V в данном направлении связи (рис.7.24.). Заказная система обслуживания (кривая 1) при любой емкости пучка обеспечивает максимальное использование каналов; при немедленной (кривая 2) и скорой (кривые 3) системах обслуживания каналы используются менее интенсивно, чем при заказной, так как возможны простои каналов из-за неравномерности поступления вызовов на МТС, а также отсутствия предварительной подготовки абонентов. Однако с увеличением числа каналов в пучке разница в величине их использования по сравнению с заказной системой уменьшается. С повышением качества обслуживания использование каналов уменьшается. Самым интенсивным использованием каналов характеризуется заказная система обслуживания. Скорая система даже при значительных потерях характеризуется меньшим использованием каналов, чем немедленная и заказная системы. На рис.7.24      кривая 2 построена при заданной вероятности ожидания более 10 минут, а кривые 3 – при разных вероятностях потерь по вызовам.

Рис.7.24 Зависимость использования каналов от емкости пучка при заданном качестве обслуживания

При выборе системы обслуживания междугородных заявок необходимо проводить технико-экономическое сопоставление пропускной способности пучков каналов с капитальными и эксплуатационными затратами, а также учитывать требуемое качество обслуживания абонентов.

Транзитные соединения на МТС. На междугородных станциях транзитные соединения подразделяются на: постоянные, временные по расписанию и временные по требованию. Первые два вида транзитных соединений устанавливаются, как правило, в линейно-аппаратных цехах на специальных стойках переключений, третий – при ручном обслуживании на междугородных коммутаторах, а при автоматическом – приборами УАК и УС. Ниже рассматриваются временные транзитные соединения по требованию.