Тульский государственный педагогический университет
им. Л. Н. Толстого
Л. П. Фролова
История России XIX в.
(1801 – 1894 гг.)
Учебно – методическое пособие
для студентов исторического
факультета
Тула – 2002 г.
В педагогическом университете для профессиональной подготовки студентов – историков, будущих учителей, преподаватели используют разнообразные формы обучения: лекции, семинарские занятия, деловые игры, моделирование исторической ситуации, экскурсии и т. д.
Семинары – одна из наиболее эффективных форм вузовской методики, где разумно сочетаются мастерство преподавателя и творческий поиск студентов, закрепляются их умения и навыки самостоятельной работы. Преподаватель на семинарах – умелый дирижер симфонического оркестра – студенческой аудитории. Но симфония не прозвучит, если оркестр не будет подготовлен к игре. Поэтому действия дирижера и работа оркестра только тогда сольются в прекрасном исполнении, когда обе стороны готовы к творчеству.
Подготовка студентов к семинарским занятиям включает следующее:
1) знакомство с планом занятий;
2) просмотр лекции по заданной теме;
3) изучение монографической литературы и журнальных статей;
4) отбор и анализ документов, помещенных в хрестоматиях и сборниках документальной литературы;
5) историческая наука развивается, поэтому одной из важных составляющих подготовки к семинару есть знакомство с новыми положениями в данной проблематике;
6) в тетради для семинарских занятий студент делает развернутый план ответа на каждый вопрос, или тезисы ответов, или выписки.
На семинарах студенты приобретают навыки отбора фактического материала, умение выделять проблемы в вопросах, закрепляют логику исторического мышления, развивают культуру речи, осваивают азы дискуссии, учатся уважать чужую точку зрения, отстаивать свою, умению слушать товарищей.
Структура проведения семинарских занятий обычно строится так:
1) преподаватель обозначает важные ключевые проблемы темы, подчеркивает значение выносимых на обсуждение проблем;
2) после поочередного ответа студентов на каждый вопрос плана, следуют уточняющие вопросы преподавателя, самих студентов, т.е. развертывается дискуссия;
3) итоги занятия подводит преподаватель, он оценивает ответы студентов.
Работа на семинарских занятиях со студентами дает преподавателю, читающему курс лекций, возможность ближе узнать своих слушателей, контролировать их самостоятельную работу, следить за их творческим ростом. Общение с преподавателем, ведущим курс лекций, способствует детальному проникновению в ту отрасль науки, которой студенты занимаются. Семинарские занятия еще и одна из форм воспитательного процесса.
Изучение истории своей Родины напрямую связано с формированием гражданственности и патриотизма. История-наука, воспитывающая уже по своему содержанию.
Сегодня изменилась структура и содержание вузовского курса истории России XIX в.: принципы историзма, объективности, многофакторного подхода к истории стали основополагающими. Новые подходы к исторической науке проявились:
1) В отказе от трактовки государства только как орудия «классового господства», угнетения одних классов другими. Российское государство представляло собой и самостоятельную силу, защищавшую общенациональные интересы. В России неограниченное самодержавие играло огромную роль. Верховная власть нередко была инициатором реформ, т.к. нужда в них назревала раньше, чем народ созревал для реформ. В этих условиях личные качества монархов приобретали особое значение;
2) Отказ от крайне тенденциозного, только негативного освещения личностей русских царей и государственных деятелей консервативного направления. Сама смена лиц на престоле – при неизменности политической системы – означала многое. С новым государем порой наступала новая полоса в жизни страны, а то и новая эпоха, как это было в царствование Александра II. Вот почему изучение личностей российских монархов, системы их образования, воспитания, мировоззрения – полезно и необходимо, т.к. все это влияло на политический курс страны не меньше, чем настроение масс и борьба общественных группировок;
3) Отказ от исторического оправдания крайних методов борьбы с правительством. Революции служили не только «двигателями прогресса», но имели обратную сторону – сопровождались жертвами, разрушением материальных и культурных ценностей. Ныне наряду с революционным направлением общественного движения рассматриваются и два других, роль и значение которых раньше не исследовалась. Это консервативное и либеральное направления. Революционному пути развития общества противопоставляется эволюционный, реформаторский путь. Дважды за XIX век общество почувствовало воздействие либеральных реформ.
Начался XIX век – временем «дней Александра I прекрасное начало», продолжился в 60-70 годы наступлением эпохи Великих реформ Александра II. Отход от жестоких схем классового подхода, способствует большей объективности, правдивому восприятию истории России XIX века..
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.